Николай Наседкин



СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ

Содержание


Обложка

Том 12

ПИСЬМА


96. П. Ф. АЛЁШКИНУ

10 июля 1995 г.  Тамбов

Пётр, здравствуй!

Здороваюсь, увы, из последних сил, ибо их, сил, осталось на самом донышке. В самом центре великой России умирает от нищеты и голода российский, до сих пор подающий надежды пысатэл (!?!?). А если на полном серьёзе, то действительно уже изнемогаю: жена, получающая в 2,5 раза больше меня, пилит и язвит, землячки-доброжелатели при встрече непременно криво усмехаются: ну, что, мол, классик, уже собрание сочинений у тебя в Москве вышло?..

Держусь, сколько могу. Оно бы всё ничего — даже нищету терпеть готов (тем более, что сегодня ровно девять лет, как бросил курить и уже совершенно забыл вкус и запах спиртного), но одного жаль: пропадает вдохновение. Мой первый роман*, на который я замахнулся и намеревался полностью создать за 8-9 месяцев, в последнее время застрял ровно на середине. Неизвестность и зыбкость душат, губят, связывают. Эх, мне бы только взять в руки коллективку с повестью «Криминал-шоу» («Цена») да узнать наверняка, что второй сборник прозы уже по-настоящему в работе (а то Н. А. Иванов* вроде сказал, что пока коллективка не выйдет, рукопись сборника будет просто так лежать), то я бы тогда так воспрял и воспрянул, что отмахал бы окончание романа и создал ещё много почти что шедевров на благо отечественной словесности и на радость близким и родным, а особливо — супружницы.

Надеялся, что Акулинин* привезёт от тебя привет, но он с тобой по дороге в Якутск не повстречался, вот я и решил хотя бы чуть напомнить о себе, хотя опять же есть опасение, что ты не в Москве. На всякий случай письмо отправляю на домашний адрес.

И ещё: Кравченко* всё время грозится дать мне на прочтение какой-то громаднейший свой роман, который он пишет для «Голоса». Но так как времени у меня совершенно нет (я всё же мучаюсь над романом, вплотную засел за книгу «Самоубийство Достоевского» да плюс за 135 тыс. в месяц редактирую каждый день не менее листа-двух дебильных методичек в университетском издательстве), а отказать я тоже Кравченко почти что не в силе и тем более просто так читать не умею, а сразу правлю рукописи, то и хотел узнать: нельзя ли (если, конечно, «Голос» будет его издавать) мне стать редактором книги Кравченко? Мне думается, это будет экономнее и для автора и для издательства, притом редакторский опыт-стаж у меня уже достаточный. Да и, само собой, хочется хоть чуть подзаработать на масло и кабачковую икру.

Ну вот, хотел только напомнить о себе парой строк, а заболтался. Осмелюсь ещё только спросить: что это за таинственная дама-сокурсница моя из Санкт-Петербурга* — буквально не сплю ночами, думаю-гадаю?

Надеюсь, что ты видел мою публикацию во 2-м номере «Нашего современника».* Увы, это было последнее пока счастливое событие в моей страшно творческой жизни. А тебя же поздравляю с нескольконедельным попаданием в список бестселлеров с «Я — террористом»! И с выходом книги в Германии! И с поездкой в Париж!

Преогромный привет Тане и всяческих ей благ!

На всякий случай, если у тебя возникнет желание звякнуть, дабы спасти собрата по перу и Тамбовщине от депрессии, сообщаю, что с 7 августа нас две недели дома не будет, выберемся в студенческий лагерь подышать природой.

Но на всякий же случай я письмо отправлю с уведомлением, чтобы хотя бы немного успокоиться, зная, что письмо получено.

Будь!

Надеюсь в этом году увидеться обязательно, с надеждой и живу!

Николай Наседкин, лейтенант от литературы.

__________
…мой первый роман… — «Алкаш».
Иванов Н. А. — редактор «Голоса».
Акулинин А. М., Кравченко В. В. — тамбовские писатели.
…дама-сокурсница моя из Санкт-Петербурга… — О ком идёт речь, неизвестно.
…мою публикацию во 2-м номере «Нашего современника». — Повесть «Прототипы».


97. И. И. ЕВСЕЕНКО

15 октября 1995 г.  Тамбов

День добрый, Иван!

Страшно благодарен за такой оперативный и доброжелательный отклик — спасибо!

Высылаю ещё три рассказа: «Жизнь собачья», «Спортлото-91» и «Новый родственник». Автору негоже комментировать, но всё же скажу, что наиболее удачным, на мой взгляд, из всей подборки (включая и «Люгера») является «Жизнь собачья». Впрочем, Вы сами увидите.

Теперь о Достоевском. Очень рад, что статья произвела впечатление. Я очень надеюсь, что и на любого читателя образованного она (буде напечатана) произведёт известное впечатление. Шум же, могущий возникнуть вокруг неё, — это самое то, что надо. Хотя я отлично представляю каким боком (ух, каким боком!) статья эта может выйти мне. Тем лучше. Спокойной жизнью живут только графоманы.

Я тут рассуждаю, словно «Минус» уже опубликован. Я, конечно, просто очень и очень на это надеюсь. Хочу, к слову, напомнить, что в следующем году — 175 лет со дня рождения Достоевского. Будут все издания печатать скучные статьи по поводу — «красота спасёт мир», защитник «униженных и оскорблённых» и т. д., то есть пережёвывать давно пережёванную жвачку (как это случилось только что с Есениным). Так что с лёгкой самонадеянностью смею мечтать, что статья «Минус Достоевского» явно выделилась бы из этого унылого хора.*

Впрочем, я разболтался. Прошу прощения на всякий случай за машинопись — я все письма пишу на машинке (в отличие от критики и прозы, кои выписываю шариком от руки).

Данные моего паспорта таковы: VII-КС № 551896, выдан отделом внутренних дел Ленинского района г. Тамбова 16 февраля 1994 г.

И в конце ещё и ещё раз просьба: ради Бога, рукописи, какие не пойдут, сохраните — они не горят, но страшно и повсеместно теряются. Прошу уж простить за назойливое напоминание.

Всего наилучшего и успехов во всём!

До встречи.

Николай Наседкин.

P. S. Нельзя ли как-нибудь сообщить о получении пакета?

__________
Данное письмо отправлено в пакете с рукописями рассказов и статьёй «Минус Достоевского». Статья была опубликована в сдвоенном № 11-12  «Подъёма» за 1995 г., два рассказа «Люгер» и «Жизнь собачья» — в № 8 за 1996 г.
…статья «Минус Достоевского» явно выделилась бы из этого унылого хора. — Действительно, шуму публикация наделала. Трое из пяти членов редакционного совета «Подъёма» (Е. Новичихин, В. Будаков и Ю. Гончаров) в знак протеста вышли из состава совета. Об этом скандале писали столичные газеты: к примеру, «Литературная Россия» (1996, № 14), «Комсомольская правда» (1996, 6 марта).


98. П. Ф. АЛЁШКИНУ

31 января 1996 г.  Тамбов

Пётр, здравствуй!

Как бы я хотел побывать в Москве хотя бы на один денёк, но, увы, финансов совершенно нет. За два последних месяца мне заплатили по сто тысяч как бы аванса и всё. Татьяна моя свет Михайловна сживает меня буквально со свету. Впрочем, я её понимаю, меня и без неё всего скукоживает совесть. Так вот, а так бы хотелось поговорить лично — ибо никакие письма не заменят личный контакт.

Дело в том, что настроение и состояние духа у меня ужасное — дело буквально пахнет самоубийством. Сейчас меня держит только напряжённейшая работа. Высылаю тебе загодя аннотацию. Из неё в общем и целом уже можно понять, что я сделал (доделываю) грандиозный для себя труд. Почти полтора года работы, почти полторы тысячи страниц черновиков. Но главное — в этот роман втиснута моя душа, большая часть моей жизни, значительнейший кусок моей творческой потенции. Я чувствую (ты знаешь, как автор это может чувствовать!) — роман получился. В нём есть интонация, есть ритм, есть стиль, есть композиция и есть содержание. В нём есть соединение серьёзности и занимательности (что в нашей сегодняшней литературе, согласись, — редкость). Одним словом, я работал и заканчиваю работу над «Алкашом» с насаждением, хотя он меня и вымотал. Но сильнее выматывает вот это чувство ненужности всего того, что я пишу. Это чувство давит меня, угнетает.

Сегодня — ровно два года, как я повёз повесть «Криминал-шоу» в Москву… На лотках появился сборник «Смерть двойника», в котором должна была эта повесть впервые появиться, но сборник издан в каком-то ВИСе, что ли, и, конечно, без моей повести… А тут ещё слухи-сведения, будто уже готовы вёрстки книг, сданных в издательство намного позже меня… Я не ною, я просто объясняю, какие мысли чёрные распирают мою голову, уроняют дух, подавляют вдохновение. Тяжело жить в позорной тотальной нищете, зная, что формально ты уже заработал более-менее прилично. А тут ещё мысли о бренности жизни: и здоровье ни к чёрту, и вокруг столько рытвин, пуль, ножей и прочего, что может оборвать жизнь человека на полувздохе…

Вот такие мрачности у меня в душе. Пётр, Христом Богом прошу, не дай мне погибнуть ни за понюх табаку! Помни, что здесь, в глуши, творческому человеку во сто крат тяжелее живётся. А тут ещё всякие мелочи выбивают буквально из колеи: газета «Тамбовский курьер», с которой я плотно сотрудничал, сгорела, а в «Тамбовской жизни» один старый гриб, замредактора, встал на дыбы, будто я оскорбляю Ленина и коммунистов и теперь не пропускает не то что мои статьи, но даже и рассказы. Публиковаться совершенно стало негде.

Впрочем, хватит тратить бумагу на нюни. Как видишь, я в биографическую справку в аннотации включил сведения о сборнике повестей «Криминал-шоу». Думаю и хочу надеяться, что пока «Алкаш» полностью родится на свет, та книга появится уже. Рассчитываю же я закончить к дню рождения, к 13 апреля. Всего роман состоит из пяти частей. Сейчас я переписываю с последней правкой на беловик третью уже часть, а часть первую давно уже и отпечатал окончательный вариант. Это я на всякий случай — если удастся вырваться в Москву, то предложить роман в журналы. Так хочется прокрутить его сначала через журнальные страницы. У меня с этим романом связаны все надежды — я на него ставлю свою жизнь и всю свою будущность. Если провалюсь, что ж…

И ещё о романе. Среди его персонажей есть писатель и издатель Пётр Антошкин и его жена Таня. Я надеюсь, ты не в обиде, что я «украл» их из твоего романа «Заросли»? Вернее — не украл, а позаимствовал. Так же я очень надеюсь, что не будут против Валера Козлов, Андрей Коновко и Володя Турапин, что я упоминаю в романе их подлинные имена. Конечно же, — очень уважительно и деликатно.

Впрочем, что долго рассусоливать о произведении — надеюсь и мечтаю, что когда-нибудь (очень скоро) его прочитаешь и ты, и Валера с Андреем, и ещё много-много других читателей.

Итак, Пётр, хотя бы по телефону скажи мне пару ласковых: о коллективке с «Криминал-шоу», о сборнике моём «Криминал-шоу» и, конечно же, какие перспективы у моего нового, вернее первого романа «Алкаш» в издательстве «Голос».

Огромный привет Татьяне! И — всем упомянутым и неупомянутым знакомым!

Жду!

Всех тебе и «Голосу» и всяческих успехов!

Николай Наседкин.

P. S. Забыл сообщить, что в журнале «Подъём» № 11-12 за 1995-й (который ещё не вышел) должна появиться моя статья, известная тебе, «Минус Достоевского» с подзаголовком — «Достоевский и еврейский вопрос». Жду шума.

__________
…надеюсь и мечтаю, что когда-нибудь (очень скоро) его прочитаешь… — Роман «Алкаш» выйдет в издательстве «Астрель-АСТ» только в декабре 2000 г.
Жду шума. — См. прим. к предыдущему письму (№97).


99. А. НЕКРАСОВУ

17 марта 1996 г.  Тамбов

Здравствуйте Саша, Ольга и Дарья!

Саша, сразу о деле. Ты очень преувеличиваешь мои познания и моё влияние в издательско-журнальном мире. Увы! В наше время Тамбов чернозёмный по дырности (от слова «дыра») ничем не отличается от Бийска. Достаточно сказать, что в Москве я в последний раз был 3 марта прошлого года — вырвался на похороны Листьева (я с ним учился), а так как это была суббота, то не удалось совместить скорбные дела с издательскими. Поэтому и не вышла ещё моя повесть в коллективке, которая должны была выйти в 1994-м, поэтому и застряла моя книга «Криминал-шоу», которая должна была выйти ещё в прошлом году. Увы, и ещё раз увы — с издателем я общаюсь письмами да по телефону.

У издательства «Голос» сейчас трудные времена, но президент фирмы уверяет меня, что это временно, надо подождать, и потом всё наладится. Я верю и поэтому не обращаюсь в другие издательства. Хотя мои знакомые ребята-писатели издаются в двух, трёх и более фирмах, делая деньги и имя.

Все сведения об издательском мире я получаю из газеты «Книжное обозрение». Там то и дело разные издательства объявляют конкурсы рукописей, естественно — остросюжетных. Например, издательства «Армада», «Эксмо» и другие. Сейчас все издательства ищут новых молодых авторов, ибо читатели уже объелись Леоновыми, Корецкими, Шитовыми* и прочими старперами. Вот тебе несколько адресов:

«Армада»: 125499, Москва, Кронштадтский бульвар, 37б, тел. 454-43-01.

«Вече»: 129348, Москва, ул. Красной сосны, 7.

«АНТАНТА ЛТД»: Москва, 7-я улица Текстильщиков, 7, корп. 2, тел.178-00-22.

Адрес «Голоса» у тебя есть в моей книге. А вообще полистай подшивки «КО» — там есть реклама всех издательств, или перепиши эти адреса из книг на любом лотке.

Все эти издательства, объявляющие конкурс, обещают хорошо платить (от 10 % от реализации) и плюс грозят премиями.

Но вот гарантировать возврат рукописи сейчас не возьмётся ни единый издатель. Советую поступать так. Я высылаю тебе образец аннотации на мою книгу, которая идёт сейчас в «Голосе» Правда, сразу скажу, что на новую свою книгу я уместил такую аннотацию на одном листе — через один интервал, на обеих сторонах и ещё хватило места здесь же уместить все биографические данные о себе. Итак, такие ксерокопии надо разослать в 10-15 издательств, из которых ответят пять-шесть. По ответам уже будет видно, с какой фирмой стоит связываться, и выслать в два-три издательства по кусочку рукописи — страниц 50-60 — или первые, или самые убойные куски. И уж если издательство всерьёз заинтересуется — слать уже всю рукопись, уговорившись о договоре, который они и должны немедленно прислать по почте. (До отправки рукописи.)

Но, конечно, лучше всего рукопись отвезти самому и тут же подписать договор. И верить, что наступят времена, когда издатели будут приезжать к тебе и вымаливать очередную рукопись.

Теперь о своих делах-заботах. Сажусь сейчас окончательно перепечатывать свой роман, который надеюсь опубликовать и в журнале — тьфу, тьфу! Только что с опозданием вышел №11-12 журнала «Подъём» за прошлый год с моей работой «Минус Достоевского (Достоевский и еврейский вопрос)». Уже поднялся шум: часть редколлегии журнала выступила с открытым письмам о якобы разжигании межнациональной розни, редакция собирается подавать на них в суд за клевету… Об этом сообщила уже «Комсомольская правда». А я жду, чем это мне обернётся.

Рад, что «Осада» моя понравилась, а повесть «Муттер» выделяют сто процентов читателей, которые откликнулись на книгу, хотя «Муттер» под такой обложкой конечно — ни к селу ни к городу.

Под машинописными письмами я не расписываюсь только лишь потому, что боюсь почувствовать себя в момент росписи бюрократом, но если желание есть — буду!

И наконец — рецепт давно обещанный болгарского блюда «Мусака»: очистить и нарезать картофель (0,5 кг) кусками, добавить мясной фарш (250 г) и приправы, посолить, всё перемешать, добавить воды (1 стакан) и растительное масло (2-3 столовых ложки). Выложить на сковороду и запекать в духовке полчаса. Затем залить запечённую массу яйцами (2), взбитыми вместе с простоквашей или варенцом (3 ложки), и поставить в духовку ещё на 10-15 минут. И — облизывать пальчики!

На этом заканчиваю. Рады, что у вас всё так благополучно в личной жизни — остальное всё приложится.

Будьте богаты и счастливы!

Привет от Татьяны и Фурса Иваныча*!

Николай Наседкин, пысатэл.

____________
С А. Некрасовым автор познакомился осенью 1988 г. в Международном Доме творчества журналистов в Варне (Болгария), где отдыхал вместе с женой. Это ответ на письмо А. Некрасова из Бийска, где он просит помочь ему издать книгу.
Леонов Николай, Корецкий Даниил, Шитов Александр — популярные в 1990-е гг. авторы детективного жанра.
Фурс Иваныч — одно из шутливых прозвищ кота Фурсика, прожившего в доме автора 18 лет и послужившего прототипом котов в нескольких рассказах и повестях.


100. П. Ф. АЛЁШКИНУ

30 марта 1996 г.  Тамбов

Пётр, здравствуй!

Высылаю, как ты сказал, аннотацию на «Осаду». К сожалению, одной страницы маловато — пришлось обрывать, урезывать. На всякий случай посылаю и аннотации на все мои книги. Вдруг пригодятся.

Будь добр, позвони как получишь письмо, я бы отправил с уведомлением, но совершенно нищ и наг.

Роман «Алкаш» спешу закончить к дню рождения, но он меня совершенно вымотал, а тут ещё пришло в голову сделать к нему своеобразное послесловие — тоже понадобится несколько дней.

А тут ещё погода давит, всякие чёрные мысли, мартовская непогодь… Одно только приятное событие — в «Подъёме» (№ 11-12) вышла-таки моя статья «Минус Достоевского», о чём сообщила даже «Комсомольская правда». Вообще в Воронеже идёт из-за неё большой шум, в редакции «Подъёма» — раскол. Но что интересно, номер мне так и не шлют (не говоря о гонораре), говорят — не на что. А сам этот номер поступил почему-то только в две библиотеки Тамбова, так что некоторые люди собираются ксерокопировать статью.

Жду от тебя звонка. Жду сообщений о «Криминал-шоу», жду возможности вырваться в Москву. Увы, зарплата у меня даже после двух прибавок — меньше 200 тысяч.

Ну ладно, хватит о плохом.

Большой привет Тане! От нас обоих!

Жду!

Николай Наседкин.


101. И. И. ЕВСЕЕНКО

11 мая 1996 г.  Тамбов

День добрый, Иван Иванович!

Получил наконец журнал — спасибо!

Очень надеюсь, что «Подъём» устоит и переживёт смутные времена* — искренне этого желаю!

Слава*, действительно, судя по отзыву о моих рассказах, слабовато для редактора разбирается в прозе. Впрочем, спасибо ему за «Минус Д.»!

Опять настойчиво прошу и напоминаю о сохранении рукописей* — если они не найдут своего места в журнале, я опять же выручу их, выслав трохи тугриков на пересылку.

А сейчас пока высылаю памятное фото о днях Сергеева-Ценского в Тамбове. Если есть такая возможность — один экземпляр передайте Новичихину.

Всего самого наилучшего!

Николай Наседкин.

__________
«Подъём» устоит и переживёт смутные времена… — См. прим. к письму И. И. Евсеенко (№97).
Слава — В. И. Дёгтев, писатель, и. о. редактора «Подъёма».
…о сохранении рукописей… — Рассказы «Люгер» и «Жизнь собачья» опубликованы в № 8 журнала «Подъём» за 1996 г.


102. П. Ф. АЛЁШКИНУ

18 августа 1996 г.  Тамбов

Пётр, здравствуй!

Вот решил напомнить о себе, хотя каникулярное время ещё не кончилось.

Надеюсь, что вы вернулись из Страны Жёлтого Дьявола живыми, здоровыми и, может, даже разбогатевшими. Надеюсь, что и дома у вас с Татьяной всё о’кей и нет лишних набегов родственников, родичей и знакомых, и жизнь ваша протекает вполне спокойно. От души желаю этого! И ещё сразу поздравляю тебя с избранием в организационный комитет по организации национальной конференции в Кисловодске!

Думаю также и надеюсь, что тяжкие времена «Голоса» заканчиваются и всё лучшее — впереди. Тоже желаю!

У нас в Тамбове литжизнь потихонечку бурлит. Издательство Акулинина «Книжная лавка писателя» заказало мне небольшую (на 3 а. л.) книжечку «Литературные мушкетёры», которую я уже сдал в производство. Это — «нерукотворный памятник» четверым тамбовским литмушкетёрам — Акулинину, Герасину, Кравченко и Кудрину.

Из других крупных новостей: В Тамбове создан литературный Премьер-клуб. Это нечто вроде местного Пен-клуба. Президентом себя назначил В. Кравченко (он и организовал всё это), Акулинин и я входим как бы в верховный совет клуба. С первого заседания была телепередача на 20 минут, планируется, что такие телетрансляции будут каждые два месяца. Наконец-то тамбовский читатель узнает своих писателей в лицо!

Премьер-клуб начинает выпускать и газету на 16 полосах формата «Лит. России». Редактор, естественно, Кравченко. Он попросил меня дать в первый номер что-нибудь «поострее». Я дал отрывок из «Алкаша», где герой взрывает особняк начальника областной милиции. На следующий день Вас. Вас. вернул мне рукопись с испуганным возгласом: «Я не самоубийца, чтобы такое печатать!» Тогда я предложил ему отрывок «поспокойнее», а этот отдал Седыху в «Город на Цне». Результат пока неизвестен, но я всерьёз задумался: а что, если действительно, после публикации (буде она) меня упекут за решётку или отобьют почки в вытрезвителе (хотя я буду трезв) — кто меня защитит? Ты, Пётр, в случае чего — сможешь? Вопрос — на полном серьёзе.

Ну вот, а теперь самое главное. Мы с Татьяной Мих. расстались-разделились. Живём уже два месяца в одной квартире раздельно. То есть питаемся каждый на особицу, по очереди платим за квартиру и прочие штучки в том же роде. Впереди, если всё так и пойдёт дальше — суд, раздел, разъезд…

Я, естественно, сразу сел в большущую лужу. Получил отпускные 216 тыс., заплатил за квартиру 55, отдал самые необходимые долги, купил кой-каких продуктов и — всё. Кошель пуст. Акулинин, слава Богу, сразу подкинул мне за «Литмушкетёров» трохи, а то я бы вообще пошёл на панель. Короче, положение — хуже губернаторского. В особые долги влезать страшно — чем потом расплачиваться? Эх, если бы у меня было миллионов 25, я бы положил их в Сбербанк на 4 % месячных, и тогда бы нервы мои успокоились — без хлеба я бы не остался.

Это я говорю о мечтах. А в реальности рад был малейшему какому вспоможению в виде аванса или как это теперь называется. Для вас, москвичей, один лимон ничто, а меня это может спасти от нищеты. Звучит смешно, но действительно уже был случай, когда три дня у меня не было хлеба — ей-Богу!

Одним словом, Пётр, мне ведь больше не на кого надеяться, если можешь — помоги.

И, конечно, давит опять неизвестность. Что там с «Нашим современником»? Может, хоть какие-то предварительные известия есть? А с «Армадой»? Или, может, всё же в «Голосе» перспективы улучшаются и надо лишь ещё подтянуть пояс и ещё чуть подождать?..

В общем, начал за здравие, а кончил за упокой. Но если бы я письмо писал месяц назад, это было бы не письмо, а — кровавый стон. Сейчас самый острый период (я имею в виду не деньги, а отношения с Т. М.) уже, вероятно, позади, мы попривыкли к новому положению, поутихли и поинтеллигентились, если можно так выразиться. Но что будет, когда дойдёт до дележа квартиры (я бы ушёл, как это принято, но — куда?), барахла и пр. Это одному Господу Богу известно.

На этом заканчиваю. Жду хоть каких-нибудь известий. Желаю тебе и Татьяне всего-всего, а самое главное — не дожить до таких глупостей, как мы.

До встречи (когда она будет!)!

Николай Наседкин.

__________
Что там с «Нашим современником»? — П. Ф. Алёшкин незадолго до того свёл-познакомил автора с первым заместителем главного редактора журнала «Наш современник» Г. М. Гусевым, который взялся лично прочесть рукопись романа «Алкаш».


103. В. Н. КРУПИНУ

1 октября 1996 г.  Тамбов

Уважаемый Владимир Николаевич!

Обращаюсь к Вам по двум причинам: во-первых, мы с Вами немножко знакомы (я был в Вашем семинаре на 1-м Всероссийском совещании молодых писателей в феврале 1994-го, где, правда, Вы довольно строго отнеслись к моему творчеству, в отличие от В. И. Гусева, П. Ф. Алёшкина и Н. Дорошенко, но всё же признавали за мной некоторые способности); во-вторых же, я совершенно незнаком с Л. И. Бородиным* лично (только читал), а мне очень не хочется, чтобы моё письмо-предложение затерялось в потоке самотёка. Простите, что отнимаю Ваше время, но только Вы можете внимательно прочесть эти строки и, надеюсь, откликнуться.

Дело в том, что я написал первый свой большой (по объёму) роман* о современности и который, как мне кажется, удался. Впрочем, не только мне: я уже подписал с издательством «Голос» договор на его издание, а в этом издательстве халтуру не издают (как Вы прекрасно знаете, раз доверили «Голосу» издание своей книги «Прощай, Россия, встретимся в раю»). Мне, естественно, хочется и мечтается сначала опубликовать роман в журнале.

Аннотация довольно подробна, добавлю только, что одна из главных тем романа должна быть Вам близка, ибо речь идёт о пьянстве, о гибели русских людей от водки. Правда, Ваш герой-старик (из «Прощай, Россия…» и продолжения, опубликованного только что в «Нашем современнике») погибает-спивается, мой же молодой герой находит в себе силы вырваться из пьяного ада…

Впрочем, я уже злоупотребляю Вашим временем. Очень надеюсь, что Вы найдёте возможность черкнуть мне пару строк или позвонить о своём решении — согласны ли Вы посмотреть рукопись и есть ли хоть малейший шанс опубликовать такую вещь в «Москве». Ещё раз подчеркну: это не «чернуха», это — реалистическое произведение и даже с элементами лирики и юмора.

Очень жду.

С уважением

Николай Наседкин.

__________
В период, когда данное письмо было написано, В. Н. Крупин, который возглавлял журнал «Москва» в 1990—1992 гг., продолжал работать в редакции в отделе прозы.
Бородин Леонид Иванович — писатель, главный редактор журнала «Москва».
…первый свой большой (по объёму) роман… — «Алкаш».


104. А. А. АНАНЬЕВУ

1 октября 1996 г.  Тамбов

Уважаемый Анатолий Андреевич!

Простите, что обращаюсь лично к Вам, не будучи с Вами знакомым. Дело в том, что мне посоветовал это сделать директор издательства «Голос» П. Ф. Алёшкин, который сказал, что Вы очень внимательно относитесь даже к неизвестным и сравнительно молодым писателям, стремясь найти для своего журнала произведения достойного уровня.

Может быть, с моей стороны самонадеянно, но я осмеливаюсь предложить Вам свой роман именно потому, что уже подписал с «Голосом» договор на его отдельное издание. А Вы, Анатолий Андреевич, знаете, что в этом издательстве халтуру не издают — недаром Вы доверили «Голосу» выпуск своего собрания сочинений.

К тому же я знаю, как в «Октябре» поддерживают молодых, отдавая им ежегодно целый номер, не считая публикаций в других номерах.

Аннотация довольно подробна, хочу только добавить, что роман не «чернуха» и не «порнуха», а реалистическое произведение с элементами лирики и юмора. И ещё: главный герой не «славянофил» и не «западник», не «коммунист» и не «демократ» — он обыкновенный житель России современной, каковых у нас тысячи. Этим он, по-моему, и интересен.

Очень жду Вашего решения в виде пары строк или звонка: согласны ли Вы посмотреть рукопись романа и есть ли хоть малейшая перспектива его публикации в «Октябре»; Очень уж хочется до выхода отдельного издания увидеть своё детище на страницах столь популярного и уважаемого журнала.

Всего Вам наилучшего в жизни и творчестве!

С уважением

Николай Наседкин.

__________
Ответил на это письмо завотделом прозы «Октября» А. Н. Андреев (см. письмо №107).


105. П. Ф. АЛЁШКИНУ

11 октября 1996 г.  Тамбов

Пётр, здравствуй!

Примерно подрассчитал, чтобы это письмо пришло в Москву к твоему возвращению из Германии.

1-го октября я позвонил Г. Гусеву, он меня долбанул по голове: роман ему не глянулся, и он даже не стал показывать его Куняеву. Пропало четыре месяца! Но не это главное, главное — его дикий ответ на вопрос о рукописи: я, мол, оставил её на столе, уехал в командировку, вот только что вернулся, а рукописи нет… Вероятно (это он говорит), её забрал Пётр Фёдорович.

Как ты понимаешь, у меня матка опустилась. С тех пор не сплю, не ем, ведь номинальная цена самой рукописи (как вещи) — самое малое миллион рублей. Да у меня просто не будет возможности ещё раз её перепечатать. А я всё же надеюсь увидеть «Алкаша» в каком-нибудь журнале. Петя, ради всех святых тамбовских, московских и всех русских — успокой: у тебя этот экземпляр или нет?!?!

Если у тебя, то я чуть успокоюсь, но опять возникает новая проблема — куда его пристроить. Я написал письма и послал аннотацию сразу по двум адресам — В. Крупину в «Москву» и А. Ананьеву в «Октябрь». Больше и ума не приложу — кому предложить? Если кто-либо из них откликнется — будет ли возможность передать рукопись в редакцию лично в руки?

Только что сегодня закончил черновик послесловия и комментариев к роману, которые придают неожиданный поворот финалу. Ещё потребуется недели две, чтобы дошлифовать, перепечатать. А потом надо думать, как соединить эту часть рукописи с основной частью в первом и втором экземплярах, что находятся у тебя. Хотя в журнальном варианте эти два авт. листа не втиснутся, я понимаю.

Вот эти литературные заботы и хлопоты несколько отвлекают от бытовых проблем. А они ужасны и катастрофичны. Прошла половина срока, отпущенного нам судом на раздумья. 10 ноября — окончательный развод. Почти месяц с нами живёт тёща, дом которой продали, а квартиру купить ей не получается. Так что мы втроём (не считая кота) толчёмся в одной комнате — вот где атмосфера творческая!.. Мало того, зарплату мне на работе не дают ещё и за сентябрь и светит перспектива увольнения, а Татьяну Михайловну понизили в должности до простого корреспондента и тоже подготавливают её увольнение. С одной стороны, это на неё подействовало положительно, по крайней мере, она уже не так постоянно и скандально попрекает меня куском хлеба.

Пётр, видимо, ничего не получается с халтуркой под псевдонимом и авансом, о которой ты упоминал по телефону? Прости ради Бога, что всё лезу к тебе со своими проблемами, когда у тебя и без того их полон рот. Но я надеюсь, что тебе это зачтётся на Высшем суде — прошу, сколь возможно, поддержи меня в этот тяжелый и затянувшийся период моей жизни. Ведь буквально стою на краю.

Жду отклика, совета, помощи.

Бога, ради!

Всего наилучшего!

Николай Наседкин.


106. П. Ф. АЛЁШКИНУ

25 ноября 1996 г.  Тамбов

Пётр, ещё раз — здравствуй!

Если «Наш современник» окончательно потерял рукопись «Алкаша» — я этого не переживу! У меня уже потерялось в редакциях и издательствах только за последние 5 лет 27 (двадцать семь!) рукописей, но пока самая большая из них была в 300 страниц. Но целый роман затерять!.. Пётр, на тебя вся надежда!

Если рукопись найдётся (во что я из последних сил верю), то по возможности, — как бы показать её в «Октябре»? Зав. отделом прозы А. Н. Андреев, как я уже сказал по телефону, ответил мне по поручению Ананьева и согласился внимательно посмотреть роман. Очень прошу, найди возможность доверить им рукопись (если она найдётся — дай Бог!).

Высылаю заключительную часть «Алкаша» только для первого (издательского) экземпляра. Для журнала и так слишком большой объём, да и такие «Послесловия-комментарии» могут опубликовать только у какого-нибудь Битова. Хотя бы отрывки дали — и то спасибо. Очень прошу, вложить эту часть в 1-й экземпляр рукописи, выкинуть там заключительную страницу с окончанием «Содержания» и сменить цифру на странице 612 (начало «Содержания») на — 729 (от руки). Короче, сам увидишь, я и не понимаю — зачем так подробно расписываю.

Очень надеюсь, что если посмотришь эту заключительную часть, то поймёшь мой замысел и важность этих комментариев. Разумеется, это — не просто сопроводительный, вспомогательный текст, это — такая же составная часть художественного текста романа, как и предыдущие пять частей. И эта часть даёт совершенно новый поворот сюжету (пока не знаю, но, может быть, появится со временем продолжение романа) и позволяет донести до читателя дополнительные биты художественной информации, которые остались за рамками сюжета.

Впрочем, я опять рассусоливаю, а текст должен (и я надеюсь, что так оно и есть) сам за себя говорить.

Пока удалось в Тамбове опубликовать три отрывка из романа, и, само собой, боль и мечта теперь — увидеть его полностью напечатанным-изданным. Буду теперь жить надеждами и мечтами. Эх, жаль, что нет у меня возможности бывать в Москве, а нанять какого-нибудь профессионального литагента нет ни имени, ни средств, ни возможностей. Петь, мне страшно неловко, что я отрываю у тебя столько времени, но очень надеюсь, что это будет не вечно длится, и я буду достаточно богат, чтобы ездить по своим делам в столицу. Будь другом, потерпи, помоги на этой начальном (увы, затянувшемся!) этапе моего творческого пути. За всё хорошее всегда воздаётся сторицею!

Хотя о богатстве своём будущей и успехе я уже говорю с кривой ухмылкой. Никогда, наверное, не кончится этот период литературной нестабильности… Хотя, с другой стороны, мне ли расстраиваться? Вон я узнал недавно, что «Наш современник» отклонил новый роман не какого-то там тамбовского Наседкина, а — члена своей редколлегии, известнейшего писателя, ректора Литинститута С. Н. Есина!.. Вообще, между нами, все редакторы (журнальные и газетные) — свиньи и тупые люди! Это моё уже выстраданное и твёрдое убеждение.

Ещё слава Богу, что я теперь не пью, а то не успеешь толком ничего создать (ни имя, ни благосостояние), как уже на тот свет (как бедолага Кончиц).

Ну, ладно — заболтался. Очень прошу, когда получишь это послание с рукописью, звякнуть. (Может, к тому времени и с «НС» вопрос решится, спадёт с моей души камень.) Эх, Петь, если б ты дал мне поручение привезти что-нибудь тебе что-нибудь из Тамбова (привет там от Сельцера или Акулинина) и оформил бы командировку от «Голоса»… Это опять мечты такие.

Жму крепко руку!

Привет счастливцу Андрею* и всем остальным моим «голосовым» знакомым.

Остаюсь воздыхающим и почти что издыхающим провинциальным литератором и, как меня теперь здесь некоторые называют, автором «Алкаша»

Николай Наседкин.

__________
…счастливцу Андрею… — Речь идёт о писателе Андрее Коновко, у которого незадолго до этого вышла книга в издательстве «Армада».


107. А. Н. АНДРЕЕВУ

29 ноября 1996 г.  Тамбов

Уважаемый А. Н. Андреев!

Как жаль, что не знаю Вашего имени-отчества, так что прошу простить за такой официоз!

Спасибо за письмо (№ 141 от 15 октября) и за разрешение представить на рассмотрение рукопись. Увы, так получилось, что работа над ней продолжилась, и к пяти частям добавилась шестая, и общий объём романа теперь оставляет 30 а. л. (730 страниц!). Ваше ограничение 10-12 листами делает мою мечту о публикации «Алкаша» в «Октябре» совершенно нереальной: композиция романа спиралевидна, закольцована, что совершенно исключает кардинальное сокращение. Увы, роман «годится» только на отдельное издание, которое, надеюсь, и осуществится в «Голосе».

Но так как Вы любезно согласились уделить какую-то часть своего времени моему творчеству, то я и осмеливаюсь предложить Вашему вниманию небольшую повесть «Цена»*, которая написана не так давно и которая включена в сборник моих повестей, запланированный к изданию в том же издательстве «Голос». Повесть компактна, сюжетна и содержательна. Сегодняшняя напряжённая действительность — лишь фон, на котором разворачивается драма жизни и любви главного героя, его непростых взаимоотношений с двумя любящими его женщинами…

Впрочем, что я расписываю — из рукописи всё ясно. Не буду ещё и дополнительно отрывать Ваше время, очень и очень надеюсь на внимательное прочтение повести и понимание.

Очень прошу и умоляю сообщить мне о впечатлении и Вашем решении. Если повесть не глянется, то, опять же, прошу и умоляю рукопись не выкидывать — я как-нибудь всё же выберусь в Москву и забегу в редакцию.

Да, и самое главное: прошу простить за второй экземпляр! Первый, как я уже упомянул, находится в издательстве. Если повесть в журнале будет принята, то тогда, в случае необходимости, рукопись из издательства на время можно будет вынуть.

Жду Вашего решения.

С уважением Николай Наседкин.

__________
«Цена» — «Криминал-шоу».

108. А. Ю. СЕГЕНЮ

5 декабря 1996 г.  Тамбов

Добрый день, Александр!

Тревожу тебя и отнимаю драгоценнейшее столичное время по двум весьма важным причинам.

Во-первых, высылаю свой материал из «Тамбовского курьера»*, где выделил красным значительный фрагмент, который можно считать своеобразной рецензией на «Рассказы о Ленине»*. Надеюсь, что тебе будет интересно посмотреть.

Во-вторых, решился на последнюю попытку ещё раз заинтересовать «Наш современник» (в твоём лице) моим творчествам. Повесть «Цена»* весьма компактна, сюжетна и, надеюсь, довольно серьёзна по содержанию. По крайней мере, по разряду криминальной прозы считать её не стоит: на криминальном сюжете разработана (опять же — надеюсь!) весьма глубокая тема любви и ответственности человека за свою судьбу и за окружающий мир… Впрочем, рассусоливать не буду, надеюсь на понимание и доброжелательность.

И прошу меня извинить за второй экземпляр (который, впрочем, вполне качественный), ибо первый лежит в издательстве «Голос», где эта повесть включена в сборник на следующий год.

Конечно, если повесть не глянется, то не надо её выбрасывать или сжигать. Рано или поздно я накоплю денег на поездку в Москву и забегу за ней. Хотя, конечно, очень и очень надеюсь, что повесть «Цена» украсит страницы «НС» и мою творческую биографию.

Желаю всего и даже больше!

С наступающим невисокосным!

Жду хотя бы пары строк или звонка с сообщением о результатах.

До встречи!

Николай Наседкин.

__________
…материал из «Тамбовского курьера»… — «Ленин — жил?..» («ТК», 1996, № 7).
«Рассказы о Ленине» — Книжечка пародийно-шутливых рассказов А. Ю. Сегеня, изданная под псевдонимом Генрих Иван-Ивановский.
«Цена» — «Криминал-шоу».


109. В. Г. БОНДАРЕНКО

5 декабря 1996 г.  Тамбов

Уважаемый Владимир Григорьевич!

Очень надеюсь, что Вы не забыли меня. Когда-то Вы опубликовали мою статью «Да что там говорить!» («День», 1991, № 19), а в номере 7-м «Завтра» за 1994 год в статье «Писательство в России неизбежно», посвящённой итогам Всероссийского совещания молодых писателей (на котором меня, кстати, приняли в Союз писателей России), Вы написали обо мне несколько добрых слов.* Спасибо!

К сожалению, несколько лет в Тамбове невозможно было ни выписывать, ни читать «Завтра», и вот теперь можно свободно выписать Вашу (нашу) газету, что я с удовольствием и сделал на 1-е полугодие 1997 года. И сразу осмеливаюсь предложить своё сотрудничество. Очень надеюсь, что Вы найдёте немного времени, чтобы внимательно посмотреть миниатюры-«Занозы» и фрагменты из моего романа, который я только что закончил. Если (забегаю вперёд) отрывки глянутся Вам и найдут своё место на страницах «Завтра», то можно будет «выкроить» из романа ещё два-три фрагмента, где также речь идёт о литературе, действуют под своими и вымышленными именами реальные писатели.

О себе добавлю, что в 1993 у меня вышла в «Голосе» книга прозы «Осада», подготовлен и вот-вот выйдет (дай Бог) в этом же издательстве сборник повестей «Криминал-шоу», в журнале «Наш современник» опубликована повесть «Прототипы» (1995, № 2), в журнале «Подъём» — работа «Минус Достоевского. Достоевский и еврейский вопрос» (1995, № 11-12) и в этом же журнале рассказы (1996, № 8), кроме того рассказы напечатаны в журналах «Сыщик», «Журналист», «ФиС», «Кредо» и др.

Надеюсь, Владимир Григорьевич, на ваше благожелательное отношение и жду Вашего решения.

Желаю всего наилучшего, успехов и лично Вам и газете!

С уважением

Николай Наседкин.

__________
…написали обо мне несколько добрых слов. — «Не знаю, выйдет ли кто-нибудь в крупные мастера прозы и поэзии из этого уже исторического совещания, но крепкое перо, энергия таланта уже чувствуется у Николая Наседкина из Тамбова…» («Завтра», 1994, № 7).


110. И. И. ЕВСЕЕНКО

29 марта 1997 г. Тамбов

Здравствуете, Иван Иванович!

Увы, жду не дождусь от Вас весточки в виде небольшой бандерольки! А душа изнывает. Сам-то я имел счастие лицезреть публикацию в областной библиотеке, но хочется и другим людям показать-похвастаться, да и для успокоения души поставить на свою домашнюю архивную полку этот экземпляр журнала.* Неужто нет никакой возможности выслать? Буду двойным должником!

Двойным, потому что чувствую, что, увы, произошла некоторая путаница в наших денежных взаимоотношениях. Дело в том, что небезызвестный Вам пиита Аркадий Макаров, съездив в Воронеж и вернувшись оттуда, вероятно, в изрядном подшофе, сообщил Акулинину, дескать, опубликовали два рассказа Наседкина и даже обещали гонорар. Александр Михайлович сообщил-передал мне эту весть уже в утвердительном смысле: рассказы опубликованы и есть гонорар. А затем предложил мне пока в ожидании денежно-журнальной оказии получить Ваш гонорарчик за публикацию в «Литературном премьер-клубе», дабы закрыть ему ведомость. Вот таким макаром я из-за Макарова расписался за Вас и получил 43 (сорок три) тысячи с копейками в счёт своего «подъёмовского» гонорария. Теперь Аркадий, протрезвев, уже сомневается, так ли он всё понял. Естественно, сомневаюсь и я. Деньги небольшие, но всё равно неприятно.

Итак, в любом случае я как человек честный в долгу не останусь (хотя и очень — из-за бедности своей — надеюсь, что случайный этот денежный конфликт сам собою счастливо разрешится), и тем более, если получу экземпляр журнала.

Иван Иванович, — у-мо-ля-ю!!! Поймите мои авторские чуйвствия! Очень жду!

Теперь о других делах. Вы что-то намекали о моём романе. «Наш современник» в лице Г. Гусева держал роман более полугода и вернул, испоганенный карандашными пометками на полях: «Эротика!» и т. п. Это очень мне было смешно. Там эротики не больше, чем в учебнике по анатомии для 8 класса. Но, впрочем, Геннадий Михайлович, несмотря на своё пуританство, признал, что он читабелен, злободневен и даже художественностью страдает. Так вот, есть ли какие-нибудь перспективы у моего детища в «Подъёме»?* Конечно, весь его (730 стр.!) не втиснуть, но, как говорится, в «журнальном варианте».

И, конечно, хоть с какой-то перспективой оплаты, ибо одна рукопись по нашим временам более миллиона стоит…

Впрочем, я забегаю вперёд. Пока это только предварительные вопросы.

Первого апреля еду в Москву. Дела у Алёшкина, вроде бы, сдвинулись с мёртвой точки. По крайней мере, мою книгу запустили наконец в производство. Там я ещё раз и посоветуюсь насчёт журнальной судьбы «Алкаша», ибо он в издательстве выйдет не раньше следующего года. (Это уже будет третья книга.)

Итак, жду звонка или лучше сразу почтовой весточки. За такое доброе дело, Иван Иванович, обязательно зачтётся Вам в аду, где, как известно, обитают все литераторы после земной каторги.

Ещё раз огромнейшее спасибо за публикацию и за столь бережное отношение к авторскому тексту! Буду Богу за Вас молиться!

Жду!

Всего наилучшего и творческих богатых успехов!

Николай Наседкин.

__________
…этот экземпляр журнала. — «Подъём», 1996, № 8, в котором опубликованы рассказы «Люгер» и «Жизнь собачья», вышел с опозданием.
…есть ли какие-нибудь перспективы у моего детища в «Подъёме»? — Машинописная распечатка романа «Алкаш» была отправлена в «Подъём» 20 января 1998 г. Через четыре месяца, 18 мая, она была возвращена автору с сопроводительным письмом редактора отдела прозы В. Марфина: «Уважаемый Николай Николаевич! В редакции с большим вниманием ознакомились с рукописью Вашего романа “Алкаш”. К сожалению, напечатать Ваш роман в журнале вряд ли представляется возможным — уж слишком велик он по объёму…»


111. П. Ф. АЛЁШКИНУ

18 апреля 1997 г.  Тамбов

Пётр, здравствуй!

Вот устранил все задолженности на работе, справил скромно свой день рождения и наконец-то смог выполнить обещание. Далось с трудом — отвык рецензировать, да и поэзию вообще неимоверно сложно. Впрочем, что получилось, то получилось. Бога ради, не забудь: где будет напечатана рецензия* — мне экземпляр издания! И, если не трудно, позвонить — тогда я сам постараюсь купить сразу. Очень прошу — не забудь!

Приступаю сегодня же вплотную к «Отцам и детям», Только забыл спросить: что и как указывать на обложке? Нужна ли фамилия? Хотя это и пустяки, но всё же. Постараюсь все четыре романа («Отцы и дети», «Герой нашего времени», «Обломов» и «Тихий Дон») изготовить пооперативнее.* Это в моих же интересах.

Жаль, что с книгой Кравченко вышла неувязка.* Впрочем, уже одна обложка вызвала в писательско-тамбовских кругах фурор и тихую зависть.

Нет ли новостей насчёт портрета* мойного, какойный обещался?

Жду всяких хороших вестей.

Большой привет Татьяне!

А так же — Андрею!

До встречи!

Николай Наседкин.

__________
…где будет напечатана рецензия… — По просьбе П. Ф. Алёшкина автор написал рецензию на сборник «Её зовут Россией» поэта Игоря Ляпина. В печати она не появилась, текст не сохранился.
Постараюсь все четыре романа («Отцы и дети», «Герой нашего времени», «Обломов» и «Тихий Дон») изготовить пооперативнее. — По договору с издательством «Голос» автор готовил для серии «Школьникам и студентам» ряд книжечек-пособий по произведениям русской классики. Ранее уже были подготовлены и вскоре изданы пособия по «Преступлению и наказанию» Ф. М. Достоевского и «Мёртвым душам» Н. В. Гоголя. Из четырёх вышеперечисленных проектов автор успел подготовить и отослать в издательство ещё два пособия: по «Отцам и детям» И. С. Тургенева и «Герою нашего времени» М. Ю. Лермонтова, но изданы они не были — серия прекратила существование.
Жаль, что с книгой Кравченко вышла неувязка. — В «Голосе» готовилась к выходу книга «Не суждено нам жить в Париже» тамбовского писателя В. В. Кравченко, но в итоге издание не осуществилось.
…новостей насчёт портрета… — Речь идёт о портрете автора работы фотохудожника Николая Кочнева, который впоследствии был помещён на обложку книги «Криминал-шоу» и на первую страницу авторского сайта. Копия его большого формата пополнила галерею современных писателей в кабинете президента издательства «Голос», а дубликат был обещан автору и вскоре ему подарен.


112. П. Ф. АЛЁШКИНУ

17 сентября 1997 г. Тамбов

Пётр, здравствуй!

Пишу письмецо, ибо на телефонный разговор финансов нетути — Татьяне Михайловне зарплату не выдают, так что сидим кукуем.

Дело же срочное и важное. Дело в том, что типография тольяттинская в лице её директора Петрова Р. Д. безбожно обманывает и «Голос» и меня как автора.* Я здесь, в Тамбове, подробно проконсультировался в типографии и узнал следующее: налог типография платит с выпущенной продукции, а количество продукции подсчитывается по указанным тиражам. Так что совершенно невыгодно и невозможно типографии указать в выходных данных той же «Осады»-2 тираж 10 тыс. экз., а выпустить всего 2 тыс.

Будь я миллионер, я бы плюнул на их еврейские махинации, да и успокоился, но при моей хронической и уже приводящей в отчаяние нищете для меня эти несколько миллионов рублей — спасение и хлеб насущный. Вот я, Петь, и прошу: я понимаю, что тебе не с руки портить отношения с Тольятти, но всё же нельзя ли как-нибудь меня защитить? Допустим, деликатно намекнуть г. Петрову, что Николай Наседкин человек творческий, неуравновешенный, да к тому же много лет пивший запоем, так что вполне способен на непредсказуемые поступки — ещё в суд подаст или приедет в Тольятти с обрезом за пазухой… Одним словом, если он откликнется на то моё наивное письмо и кинет (согласится кинуть) всего пару миллионов грязными, то как бы, не принимая это подачки, начать с ним новые, уже серьёзные переговоры? Пётр, очень прошу, — помоги!!! Безденежье катастрофическое, семейная жизнь при нищете ужасна, вдохновение при финансовых проблемах вяловато-полусонное. И — самое главное! — угнетает мысль, что это мои авторские законные деньги, на которые я имею полное моральное и любое другое право, но вот какой-то жид пытается их у меня скостить. Очень и очень на тебя надеюсь.

Несмотря, однако, на угнетённое настроение и хвори (температурил три дня), форсирую работу над «Советами колдуна». Уже составлен план-композиция книги, собран материал, написаны предисловие и вступление. С завтрашнего дня, дай Бог, сажусь за машинку и начинаю печатать текст. Надеюсь к ноябрю закончить.

И ещё: как бы хотелось поскорее получить «Криминал-шоу». На 1 октября запланирована передача на нашем телевидении о моём творчестве, заинтересовалось мною и тамбовское радио, тоже собираются устроить встречу-интервью со мной с информацией о новых моих книжках. Пока мне ещё о пресыщении славой говорить рано, так что подобные предложения имеют оченно большую ценность. Но без «Криминал-шоу» такие теле- и радиопередачи невозможны.

Ещё раз хочу поблагодарить за чудесную ярмарочную неделю — благодаря ей мой отпуск нынешний запомнится надолго. Кстати, я написал о ярмарке в нашу «Тамбовскую жизнь»*, пусть люди знают о таких грандиозных событиях из первых, так сказать, рук.

Огромный привет Тане! Наилучшие пожелания Андрею!

Пётр, очень и очень жду и надеюсь!

До встречи!

Николай Наседкин.

__________
…безбожно обманывает и «Голос» и меня как автора. — См. след. письмо (№113).
…я написал о ярмарке в нашу «Тамбовскую жизнь»… — Издательство «Голос» оформило автору командировку на 10-ю Московскую международную книжную выставку-ярмарку (ММКВЯ), которая проходила на ВДНХ с 3 по 8 сентября. Материал о ней под заглавием «Книжный фейерверк» опубликован в «ТЖ» 2 октября 1997 г.


113. Р. Д. ПЕТРОВУ

25 сентября 1997 г.  Тамбов

Уважаемый Рудольф Давидович!

Я уже обращался к Вам письмом из Москвы, от 2-го сентября с. г., но, к сожалению, ответа не получил. Напомню вкратце суть дела.

В 1993 году на Вашем полиграфпредприятии был отпечатан тиражом в 100 000 сборник моих повестей и рассказов «Осада», изданный московским издательством «Голос» (заказ 1774).

И вот уже в этом, 1997-м, году я случайно вижу новое издание книги моей «Осада»; тираж 10 000 экземпляров и уже не в суперобложке, а в целлофанированном переплёте (заказ 4062) и годом выхода указан — 1997-й.

Я обратился за разъяснениями в «Голос», и руководство издательства в лице президента фирмы Алёшкина П. Ф. разъяснило мне, что Тольяттинское полиграфпредприятие выпустило это 2-е издание «Осады» без ведома издательства, на собственные средства и полностью является хозяином всего тиража. Таким образом, мне как автору было рекомендовано вести переговоры и решать все финансовые и моральные вопросы с Вами.

Поэтому я и обращаюсь к Вам с просьбой: прошу выплатить мне гонорар в размере не менее 10 % от отпускной цены (обычный мой гонорар по договорам с издательством), то есть — не менее 10 (десяти) миллионов рублей. Так как со мной Ваше полиграфпредприятие договор не заключало, то, по существующим нормам, гонорар должен быть выплачен немедленно, независимо от реализации всего тиража.

В случае, если Вы не посчитаете возможным это сделать, мне придётся искать защиты в суде и уже требовать помимо гонорара законного ещё и возмещения морального ущерба. Этот моральный ущерб имеет вполне «материальное» объяснение: в первом издании «Осады» содержится 119 (сто девятнадцать!) опечаток и ошибок. Издательство я в своё время предупредил, чтобы второе издание книги не выпустили без правки, и вот теперь новое издание, выпущенное Вашим предприятием, повторило все ляпы и опечатки. За последние годы я стал профессиональным литератором, публикуюсь в журналах, выходят книжки в других издательствах, и появление уже в 1997 году столь «безграмотной» книги под моей фамилией — прямой и значительный ущерб морального свойства. А, как Вы знаете, моральный ущерб в цивилизованном обществе оплачивается очень и очень дорого.

И ещё: совершенно не понимаю, что творится со второй моей книгой, издаваемой «Голосом», сборником повестей «Криминал-шоу», который тоже должен печататься у Вас и уже давно должен был выйти. Издательство в данном случае от своих денежных обязательств но отказывается, но уверяет, что задержка выхода книги происходит по вине полиграфпредприятия. Так ли это?

Уважаемый Рудольф Давидович! Очень надеюсь, что недоразумение, возникшее между бедствующим нищим литератором и громадным полиграфпредприятием, разрешится быстро, мирно и к обоюдному согласию. Надеюсь в ближайшее время получить хотя бы письмо от Вас с указанием конкретных сроков выплаты гонорара за книгу «Осада» и с разъяснением судьбы книги «Криминал-шоу».

С уважением

Н. Наседкин.

__________
История с издательско-полиграфическим недоразумением вокруг переиздания «Осады» в конце концов разрешилась для автора благополучно: по согласованию с «Голосом» и «Современником» он в качестве гонорара получил 10 % тиража книги и успешно реализовал эту тысячу экземпляров в Тамбове. См. след. письмо П. Ф. Алёшкину (№114) и письма Р. Д. Петрову (№116 и 119).


114. П. Ф. АЛЁШКИНУ

2 октября 1997 г.  Тамбов

Здравствуйте, Пётр Фёдорович и Татьяна Васильевна!

Таня, ты меня озадачила своим обращением ко мне в письме на «Вы», так что я поневоле хотел в том же духе отвечать, но не получается. Не пугайте меня, ради Бога, и пустое Вы сердечным ты всегда, без обмолвки употребляйте.

Спасибо за письмо. Ситуация сейчас такова. В тот день, когда ты, Пётр, позвонил мне, я написал письмо г. Петрову с вполне определёнными и справедливыми просьбами-требованиями. Копию письма прилагаю, чтобы не пересказывать. И вот сегодня, одновременно с вашим письмом, получил и заказное из Тольятти, датированное 11-м сентября и на официальном бланке. Вот его дословный текст:


«Уважаемый Николай Николаевич!

Действительно в марте 1997 г. по договорённости с издательством “Голос” мы выпустили Вашу книгу “Осада”. Договорённость имела следующие условия: издательство “Голос” предоставляет нам право печатать Вашу книгу, а мы в свою очередь передаём издательству 10 % тиража для расчётов с автором. 22.07.97 г. по накладной № 444 мы отправили издательству 970 экз. Вашей книги.

Почему они отказали Вам в выплате гонорара мы выясним в ближайшее время и известим Вас о результате. С уважением.

Директор п/п “Современник” Р. Д. Петров.»


Это его ответ на первое моё письмо, посланное из «Голоса».

Понятно, что по прочтении я только руки растопырил. Из письма я лишь чётко уяснил, что п/п выпустило тираж 10.000 и от этого не отказывается, и что г. Петров умыл руки и спит спокойно. Видимо, он будет теперь выяснять отношения с «Голосом»? И если вы решили порвать с ним все отношения, то не объявит ли он бойкот вообще?..

Короче, я совершенно пока ничего не понимаю и только продолжаю молить Бога, дабы он помог мне в этом запутанном для меня, совершенно новом и нервомотательном деле. Мне бы только купить вожделенный (и такой необходимый!) компьютер и избавить себя хотя бы на какое-то время от попрёков супружницы (которой начали хронически задерживать её зарплату, так мы уже не шутя начинаем бедствовать!).

Пётр, Таня, на всяким случай ещё раз пускаю вопль: при переговорах с Петровым не допускайте его утвердиться в мысли, что он может отделаться от меня парой миллионов — пускай отдаст 10 % от тиража!

Несмотря на эти происки судьбы, продолжаю, весь обливаясь потом, работать над «Советами колдуна» — уже штурмую вторую часть (а всего их будет пять). Боюсь сглазить, но судя по вдохновению и по тому, что получается, а так же по предчувствиям — вполне может получиться бестселлер. По крайней мере, я просмотрел всю макулатуру колдовскую на лотках и в книжных магазинах — моя книга будет принципиально отличаться от таких книг. Это будет, с одной стороны, энциклопедия, с другой — увлекательный сборник научно-популярной прозы, написанной читабельно… Впрочем, не буду заскакивать — плохая примета.

Вот я уже успел напечатать в «Тамбовской жизни» о том, что якобы и «Криминал-шоу» моя вышла (вырезку высылаю), а этого судьба и вышние силы не любят — теперь как бы эта книга вообще надолго не застряла.

Я уж не говорю, что В. В. Кравченко меня скоро побьёт, ибо начнёт считать меня ответственным за задержку с его «Парижем…».

Большое спасибо за вырезку со статьёй И. Шевцова! Я сделал с неё ксерокопию и буду распространять «в народ». Видимо, случайно попала в конверт и часть статьи П. Кошеля о Добролюбове. На всякий случай высылаю обратно — может быть она вам нужна.

И в конце, Таня, умоляю и прошу: не путай номер моего дома — это ваше письмо гуляло по Тамбову и только чудом попало мне в руки. Номер нашего дома — 36. напишите-поправьте в записных книжках или в компьютере: 392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 36, кв. 83.

Помню, меня искала через «Голос» (когда «Осада» только вышла) моя бывшая однокурсница из Ленинграда, Пётр ей дал мой адрес, но мы с ней так и не законтачили — видимо, и ей был указан дом № 3.

Очень буду ждать дальнейшего развития событий с Тольятти и информации об этом.

Большой привет Андрею!

А вам ещё больший привет от Татьяны Михайловны, которая сидит на диване и смотрит на меня из угла волком, ибо сейчас начну выпрашивать у неё две тысячи на конверт и марку.

До скорой встречи!

Николай Наседкин.


115. П. Ф. АЛЁШКИНУ

4 ноября 1997 г.  Тамбов

Пётр, здравствуй!

Только что с почты, распечатал бандероль, подержал в руках книгу свою — слов нет!!! Выражаясь языком толкового словаря «Русский мат» — испытываю сплошной оргазм!

Во-первых и самых главных, конечно же, — спасибо тебе и только тебе!!! Во-вторых, спасибо всему «Голосу»!!! Ну, а в-третьих, особое и отдельное спасибо незнакомому мне художнику Д. Капельникову за прекрасное оформление «Крим-шоу»!

Я, конечно, не в себе и поглупел от счастья, поэтому на всякий случай прошу — не распродайте весь тираж, оставьте мне ещё восемь авторских экземпляров бесплатных, да, может быть, экземпляров 40-50 осилю купить за наличные.

Теперь буду ещё сильнее форсировать «Советы колдуна», ибо от них зависят сроки моего приезда. Увы, запал запалом, а дело оказалось посложнее и потруднее, чем я надеялся. На сегодняшний день готово 300 страниц из 500. А силы уже кончаются по двум причинам: отвлекают прочие дела (теперь на работе за те же деньги — 273 тысячи — я должен уже исполнять и исполняю обязанности литературного редактора, технического редактора и корректора, ибо произошло сокращение!), да к тому же я теперь не пью и не расслабляюсь, а это для организма непривычно — тянет в сон.

Высылаю аннотацию, может, действительно, удастся её где-то заранее тиснуть-опубликовать, ибо эта книга будет нуждаться в рекламе, и только тогда она может стать бестселлером и принести доход и автору. И издательству. И ещё аннотация, может быть, понадобится, чтобы заранее поставить книгу в ближайший издательский план.

Мучает меня ещё одно, о чём я говорил по телефону: из-за спешки идёт много опечаток и ляпов. Я привык править с пастой-штрих, перепечаткой целых слов, строк и даже страниц… Но, вероятно, на этот раз можно будет сделать правку просто чёрной пастой (авторучкой) поверх ошибок? Набирать же будут, так сказать, свои операторши, в издательстве? Это — очень важный вопрос, ибо ускорит работу.

И ещё, Пётр, капитальный вопрос: как будет с оплатой за второе издание «Осады»? Это, во-первых. А во-вторых, которое вытекает из этого, если полиграфкомбинат уже не имеет к этому никакого отношения, если платить должно только издательство, то не следует ли мне написать новое письмо Петрову Р. Д. с извинениями? Я был довольно резок в предыдущем послании, да ещё и за «Крим-шоу» бочку накатил не по делу и теперь чувствую раскаяние.

Очень надеюсь, что ты звякнешь мне по получении данного моего письма и развеешь мои сомнения, как по поводу рукописи «Советов колдуна», так и по поводу письма в Тольятти.

В конце хочу ещё чуть похвастаться, что в октябре мне вручили первую премию имени Ремизова (двести тыщ!) за книжку «Литературные мушкетёры», а завтра будут вручать милицейскую премию в честь Дня милиции за «произведения, в которых автор снимает ореол привлекательности с преступников». Сколько тыщ — ещё не знаю.

Вообще наши здесь «тыщи» смешны, наивны и постыдны. У меня теперь только и осталась мечта-желание поскорее приехать в Москву, придти на Пятницкую, 52/1, расписаться в бухгалтерии в двух ведомостях, почувствовать себя на какое-то мгновение миллионером первый и последний раз в жизни. Ведь уже с Нового года все наши миллионы похудеют в тысячу раз!

Огромнейший привет мой и самые дружеские пожелания Татьяне Васильевне — в тройном количестве: и как другу, и как твоей супруге, и как главному редактору!!!

Особый привет Андрею Коновко!

До встречи!

Буду ждать звонка!

Николай Наседкин.

P. S. Хотел скрывать поелику возможно книгу от тамбовчан (дабы не нервировать Кравченко понапрасну), но по дороге с почты встретил на улице Акулинина — где ж тут удержишься: показал!

P. P. S. И ещё: и 2-я «Осада», и учебные книжки по лит-ре, и книги Савельева и Барабашова из «Чёрной стрелы» продаются в Тамбове только у Акулинина. Неужели и «Крим-шоу» не попадёт на тамбовские лотки или в коммерческие магазины (на Первомайской пл., например)?!

Р. P. P. S. И самое последнее: книжки о Лермонтове и Тургеневе ещё не вышли?

__________
…премию имени Ремизова… — Литературная премия Тамбовской области им. Г. Д. Ремизова.
Пятницкая, 52/1 — адрес издательства «Голос».
…книжки о Лермонтове и Тургеневе ещё не вышли? — См. прим. к письму №111.


116. Р. Д. ПЕТРОВУ

21 ноября 1997 г.  Тамбов

Уважаемый Рудольф Давидович!

Ещё раз отрываю у Вас несколько драгоценных минут для того, чтобы извиниться от всего сердца за свою торопливость и ненужную резкость последнего (второго) письма. Я его отправил и тут же следом получил Ваш ответ на первое письмо. А затем мне удалось и с «Голосом» окончательно всё прояснить. Недоразумение произошло из-за того, что я не очень, к сожалению, разбираюсь в издательско-полиграфических тонкостях, из-за того, что я живу довольно далеко и от Москвы и от Тольятти, из-за того, что поторопился последовать торопливым советам «Голоса» и, наконец, потому, что вообще поторопился.

Так что очень и очень прошу: простите ради Бога! Впредь постараюсь вести себя умнее и сдержаннее.

Спасибо, Рудольф Давидович, за добрые слова о моей книге «Криминал-шоу»! Каждому автору подобное приятно читать и слышать. Тем более — от такого компетентного человека, имеющего широчайший выбор для чтения. Спасибо!

Ваши добрые и, надеюсь, искренние слова похвалы подвигли меня на смелость сделать Вам нечто вроде делового предложения или, скорее, — обратиться с просьбой. Повторяю, я не очень силён в издательско-типографских тонкостях, но понял главное: Ваш «Современник» без материального вклада со стороны «Голоса» выпустил новое издание «Осады» и новую книгу мою «Криминал-шоу», рукопись которой пролежала в издательстве ровно три года.

Вот уже более года назад я сдал в «Голос» свой новый роман «Алкаш». Он издательством одобрен, договор заключён, но опять перспективы отдалённые — слишком много у «Голоса» обязательств перед другими авторами. Роман удался (без ложной скромности!). Раньше я писал или остросюжетно-напряжённые вещи вроде «Криминал-шоу» и «Осады», или воспоминательно-философские вроде «Муттер» и «Казармы». В романе «Алкаш» мне удалось соединить эти два направления в моём творчестве, синтезировать. Роман о современности, с напряжённым криминальным сюжетом и наполнен жизненным материалом. Объём его больше, чем вся книга «Криминал-шоу» (а именно такого долгого чтения и ищут нынешние читатели-покупатели).

Высылаю на всякий случай аннотацию и надеюсь получить ответ на мой вопрос-просьбу: нельзя ли как-нибудь издать-выпустить мой новый роман, «обречённый на успех», на полиграфпредприятии «Современник» с участием «Голоса» или без участия?

И ещё один важный момент: денежного вознаграждения мне не потребуется, я согласен свои проценты гонорара взять частью тиража, книгами.

Буду ждать Вашего ответа с вполне понятным нетерпением — так хочется увидеть свою выстраданную книгу напечатанной!

Желаю Вам и Вашему предприятию всего самого лучшего и благополучия во всём!

С уважением

Николай Наседкин.

P. S. Чуть совсем не забыл поблагодарить Вас за прекрасное полиграфическое качество книги «Криминал-шоу»! От всей души спасибо! Никогда не думал, что у меня будет ТАКАЯ книга! Спасибо!


117. И. И. ЕВСЕЕНКО

10 января 1998 г.  Тамбов

Любезнейший Иван Иванович!

Позвольте поздравить: 1) со всеми прошедшими праздниками; 2) со всеми грядущими; 3) с возрождением «Подъёма»; 4) с главноредакторством!!!

В связи с вышеизложенным и воскликнутым хочу напомнить о моём романе «Алкаш», о котором у нас разговор уже был. Роман с крепко закрученным сюжетом, о современности, о литераторах (московских и тамбовских), о нашем криминальном беспределе и пр., и пр., и пр. Одним словом, роман хорош. Уже забрезжила возможность его выхода в издательстве (не «Голосе»), а так хотелось бы сначала увидеть его на страницах журнала.

Буду с нетерпением ждать отклика на моё предложение-напоминание.

Дополнительно сообщу-похвастаюсь, что в ушедшем году вышло сразу две моих книги: переиздание первой — «Осада»; и новая — сборник повестей «Криминал-шоу». Дело получилось так, что полиграфпредприятие в Тольятти, с которым сотрудничает «Голос» и где вышла в 1993-м моя «Осада» стотысячным тиражом, начало само издательскую деятельность и на свои средства выпустили среди прочих и эти две моих книги (директору полиграфпредприятия очень понравилась моя проза!), каждую тиражом 10 000 экземпляров. Из каждого тиража они 8 тыс. оставили себе, а по 2 тыс. дали «Голосу», который, в свою очередь, по одной тысяче (10 % тиража) отдаёт мне в счёт гонорара. Правда, новая книга («Криминал-шоу») ещё никак не попадёт в Москву и соответственно мне, так что я пока любуюсь на единственный экземпляр. Но, дай Бог, скоро книги поступят, я их как смогу продам и буду счастлив.

А вообще, увы, дела у «Голоса», прямо надо сказать, хреновые: никак Алёшкин не выскочит из кризиса, так что, как уже упоминал, я ищу любые возможности издать «Алкаша» не в «Голосе» (вернее — он там уже лежит 1,5 года и перспектив нет).

Итак, Ив. Ив., жду решения о нашем сотрудничестве. Честное слово, краснеть не придётся.

До свидания! Всего самого и несамого!

Николай Наседкин.


118. В ЖУРНАЛ «ПОДЪЁМ»

20 января 1998 г.  Тамбов

Уважаемый, Владимир Николаевич!

Спасибо за поздравления с праздниками! И, конечно же, спасибо за разрешение прислать рукопись!

Бога ради, не пугайтесь объёма. И понимаю, что в журнал можно будет дать только в сильном сокращении, а уж о последней части («Послесловие и комментарий») в журнальном варианте, по-видимому, и речи быть не может. По мне хотелось бы, чтобы у Вас сложилось полное представление о романе, если он заинтересует Вас первыми страницами. Очень и очень на это надеюсь!

И ещё очень надеюсь и прошу даже в случае, если Вам рукопись с первых же страниц не глянется, всё же прочитать хотя бы первую главу Ивану Ивановичу.

Спасибо ему за приписку к Вашему письму и надеюсь на его доброжелательное отношение и впредь.

Очень прошу простить за то, что второй экземпляр, но первый лежит в издательстве. Вот, дай Бог, обзаведусь компьютером и принтером — все экземпляры будут первыми. Но надеюсь, что и данный экземпляр вполне чёток и удобочитаем.

Буду ждать Вашего решения.

Большой мой привет и наилучшие пожелания Ивану Ивановичу и, конечно же, всему журналу!

С уважением

Николай Наседкин.


119. Р. Д. ПЕТРОВУ

24 мая 1998 г.  Тамбов

Многоуважаемый Рудольф Давидович!

Извините за беспокойство, но Вы должны понять автора, жаждущего увидеть свою новую вещь изданной. А время идёт!..

Почти полгода назад Вы сообщили на моё предложение об издании моего романа «Алкаш», что это предложение Вас заинтересует, если: 1) мнение издательства «Голос» о рукописи будет благоприятным и 2) результаты анализа книжного рынка, проводимого службой маркетинга Вашего предприятия, подтвердят востребованность подобного произведения.

«Голос», насколько я знаю, дал самые высокие рекомендации рукописи, и очень хочется надеяться, что анализ книжного рынка показал, что подобные книги — с напряжённым сюжетом, о сегодняшней дне, написанные «талантливо» (Ваше слово о книге «Криминал-шоу») — не залеживаются на лотках и прилавках…

Вот я и осмеливаюсь напомнить о своем предложении: нет ли каких-либо возможностей и желания у Вас издать мой роман «Алкаш», который просто-таки обречён на успех?

Рудольф Давидович, очень надеюсь на Ваше благорасположение и обращаюсь к Вам в первую очередь как к деловому и любящему литературу человеку: читатель устал от остросюжетных, но глупых литподелок раскрученных Доценко и Шитовых, не пора ли предлагать ему тоже остросюжетные, но на «нормальном» литературном уровне написанные книги?

Очень буду ждать Вашего решения-ответа. Неизданная рукопись — грузом висит в душе и страшно мешает новой работе.

Всего Вам наилучшего, а «Современнику» — процветания!

С уважением

Николай Наседкин.


120. П. Ф. АЛЁШКИНУ

3 октября 1998 г.  Тамбов

Пётр, Таня, здравствуйте!

Пётр, беспокою тебя с пустяковым, но чрезвычайно важным для меня делом, а тебе оно, практически, не доставит каких-либо хлопот. Бога ради, помоги!

Дело в том, что из «Книжного обозрения» я узнал, что вышла в Москве книжка, которая нужна мне позарез: Достоевский Ф. М. Еврейский вопрос. М.: Витязь, 1998. 95 с.

Во-первых, меня шибко интересует, много ли в этой книжке «совпадений» с моей статьёй «Минус Достоевского», которая опубликована в «Подъёме» (1995, № 11-12), а во-вторых, она мне нужна в любом случае для диссертации.

Петь, не надо лишних хлопот, но если ты случайно увидишь эту книжку, то, будь ласков, приобрети для меня, несчастного провинциального достоевсковеда и соискателя-диссертанта. Она вышла массовым тиражом (3 000 экз.), так что должна продаваться широко и уж в таких лавках, как в ЦДЛ, писательской, Литинститута, «Графомане» и т. п. должна быть обязательно. Ты ведь заскакиваешь порой в них? Буду жить с тайной надеждой!

Об остальном. Кризис в Тамбове принимает ужасные формы. Я тихонько поплакал о компьютере, который неумолимо от меня убегает, и с головой закопался в Достоевского, который и помогает мне забывать о виртуальной действительности. К тому же я окончательно и бесповоротно бросил-задушил «зелёного змия», так что в семье мир и покой, финансы сохраняются, жизненный тонус повышается. А на ночь я с наслаждением читаю порциями «Жаргон-энциклопедию» А. Щуплова. По-моему — это одно из лучших изданий «Колокола-пресс».

Есть и мрачность: некоторое время назад на одной неделе хоронили сразу трёх известных в Тамбове людей — художника А. Краснова, поэта Е. Проскурякова и главного инженера и лучшего технического редактора Дома печати Ю. Г. Корнеева.

Так что нам, ещё живущим и дышащим, надо жить и радоваться. А также надеяться, что написанные книжки выйдут в свет, новые напишутся и вдохновение нас не оставит.

Всего самого наисладкого и наиприятнейшего тебе, Пётр, Татьяне, Елене, «Голосу», «Колоколу-пресс» и всей Москве!!!

Николай Наседкин.

P. S. В № 38 (сентябрь) 1998 г. «АиФ» на стр. 7 опубликовано открытое письмо известного писателя-еврея Эдуарда Тополя к Березовскому «Возлюбите Россию, Борис Абрамович!». Это что-то невероятное по откровенности и злободневности. Непременно найдите и прочитайте!


121. П. Ф. АЛЁШКИНУ

19 ноября 1998 г.  Тамбов

Пётр, здравствуй!

На телефон денег нет, поэтому вот решил письменно поздравить тебя и весь «Колокол-пресс» с завоеванием списка «Бестселлеров Москвы»!

Высылаю заодно и свидетельства своей растущей славы благодаря тебе и «Голосу». Самое примечательное, что эти материалы появились в один день, 21 октября, а ведь «Тамбовская жизнь» и «Город на Цне» — непримиримые враги-оппоненты, так что в Тамбове сие многих поразило.

Ты, вероятно, не получил моё предыдущее письмо, которое я с месяц назад послал на твой домашний адрес. Если так, то вкратце напомню мою просьбу: если тебе где-нибудь случайно встретится книга Достоевский Ф. М. Еврейский вопрос. М.: Витязь, 1998. 95 с. — очень прошу купить для меня. Мне эта книжка просто до зарезу нужна, да и, думаю, тебе она будет небезынтересна. Тем более, что этот пресловутый еврейский вопрос так сейчас закипел.

Ещё сообщу, что жизнь идёт хреново: за книгу денег всё никак не получу, Кравченко лезет в бутылку — исключил меня из «Премьер-клуба» и выкинул, не пропустил мою прозу в последнем номере «Литпремьер-клуба», а уж про его взгляды я и не говорю — испепеляет. А здесь ещё после 15-ти лет совместного житья началась буквально сегодня затяжная (чувствуется) война с соседями из 82-й: они уже давно отхватили часть коридора общего перегородкой, а сегодня поставили новую, закрыв все окна и сделав у наших дверей глухой тёмный тупик… Проза жизни!

Одно хорошо (особенно для моей Татьяны!): я окончательно вступил в общество трезвенников, по крайней мере — на три года, в течение которых мне нельзя пить даже лимонад и валерьянку.

Очень надеюсь, что у тебя всё более-менее лучшее и хорошее, чем у нас, и что «Голос» с «Колоколом» удерживаются на плаву.

Нет ли каких вестей о всяких «Алкашах» и «Колдунах»? Хорошие новости сейчас ценнее копчёной колбасы и кофе с какао!

Желаю всего и самого лучшего!

Низкий поклон Тане!

До встречи!

Николай Наседкин.

__________
…эти материалы появились в один день, 21 октября… — Интервью «Написать “Преступление и наказание” на современном материале…» («Тамбовская жизнь») и статья «Сказ о тамбовском писателе Н. Н., книге его, недавно вышедшей, а также нелёгкой судьбе литератора» («Город на Цне»).
…затяжная (чувствуется) война с соседями из 82-й… — Война действительно оказалась затяжной и дала материал для целой документальной повести «Иск» (2005).
Нет ли каких вестей о всяких «Алкашах» и «Колдунах»? — Роман «Алкаш» и книга «Советы колдуна», которые всё ещё стояли в издательских планах «Голоса», но позже вышли в других издательствах.


122. П. Ф. АЛЁШКИНУ

20 января 1999 г.  Тамбов

Пётр, гутен таг!

Пишу, во-первых, для того, чтобы сообщить хорошую новость и тем самым напомнить о себе. Новость же в том, что мы здесь, в тамбовских палестинах, ещё живы и здравы (относительно, конечно!). И пусть нам не заплатили ещё за декабрь наши 20-долларовые зарплаты, но мы назло им (неплательщикам) ещё завтракаем, обедаем и чего-то ужинаем. Правда, от сливочного масла пришлось всё же отказаться: 55 рэ за килограмм уже с Татьяной Михайловной не тянем… Надеемся, что и вы там в столице чужеземной выживаете, хотя у вас, говорят, цены ещё более модернистские.

Во-вторых, доказательством нашей ещё жизненности высылаю два газетных материала.* Из «ТЖ» интересен тебе может быть тем, что там упоминаешься ты и «Голос». А другой шлю не только для хвастовства, но и с мыслью посоветоваться. А хвастаться есть чем: по многочисленным откликам, написан он виртуозно и доказательно, с подтекстом и вторым планом. Есть даже восклицания, что-де ничего умнее и хитроумнее на эту склизкую тему ещё не написано за последнее, по крайней мере, время. Но самое главное, что материал «Еврейский вопрос — вопрос для умных» опубликован именно в газете «Город на Цне», которая возглавляет у нас все походы против «антисемитизма», «национализма» и «русского фашизма». У многих от этого глаза на лоб полезли.

А посоветоваться я хочу вот по какому случаю: мне очень советуют восторженные читатели опубликовать эту статью где-нибудь в центральном издании. Но «Лит. Россия» и «Завтра» до Тамбова не доходят, а где ещё можно? Да и даже эти явно русские издания вряд ли возьмут. Одним словом, Петь, если есть что посоветовать — посоветуй. Дабы могли прочитать не только вы с Татьяной, но и те, другие Алёшкины, и все те, кому затыкают рот за употребление слова «жид» и клеймят «антисемитом» всякие придурки и провокаторы…

И сразу, забегая вперёд, сознаюсь, что наконец-то попёрла из меня проза (два года после «Алкаша» прозу не писал и уже начал бояться, что выдал всё, отпущенное свыше!), а толчок дала именно эта статья. Дело в том, что двух главных героев моей небольшой повести* (или большого рассказа) зовут Иван Иванович Лохов и Иосиф Давидович Гроссман. Черновик уже движется (тьфу! тьфу!) к концу, вещь может получиться архизлободневной и убедительно художественной. По крайней мере, я на это надеюсь!

Из тамбовской литжитухи сообщу ещё, что наш мэтр-ветеран Иван Захарович Елегечев задумал издавать альманах* литературный и в пилотный номер из ныне действующих прозаиков взял только прозу некоего Н. Наседкина (отрывок из «Алкаша»). Узнав каким-то образом об этом, вдруг самыми нежными чувствами воспылал ко мне Вас. Вас.*, начал укорять меня, что я пренебрегаю «Премьер-клубом» (сам из предпоследнего номера выкинул мою вещь, а в последний даже не пригласил), жаждал встречи со мной, но я вежливо уклонился… Ладно, Бог или чёрт с ними!

Теперь ещё пару слов о моих компьютерных мытарствах, потому что мне надо выплакаться, иначе я не могу спать. Управление культуры поклялось мне выплатить оставшиеся 16 тысяч руб. перед Новым годом.* Это теперь как раз на компьютер с принтером. Татьяну предупредил, мол, и не надейся, что я тебе на хозяйство хоть половину, как обещал, дам. И вот они мне заплатили пока… 2 (две!) тыщи. Я кинулся в ноги Кузнецову (начальнику), зачал головой об пол биться и вопиять, дескать, без компьютера мне хана! Он мне и предложил: найди фирму, торгующую компьютерами, которая должна в областной бюджет по налогам, и возьми у них свой Пентиум взаимозачётом. Кинулся я по этим самым фирмам, а там сидят мальчики-пацаны, смотрят на меня как на лоха последнего и говорят сквозь жвачку: ты, мол, чё, дядя, какой базар может быть! Вот если б до 17 августа пришёл*, когда они втрое дешевле были, или вообще раньше пришёл, когда мы чего-то должны были, а таперича — нет базара. Особенно обидно мне стало в одной фирме, где признались: если б на неделю раньше, а то мы как раз десятый компьютер таким макаром разным областным макарам (из областной администрации) отдали-подарили — в счёт налоговых платежей…

Впрочем, резко обрываю свои вопли Видоплясова.*

Надо не ныть, а жить, работать и надеяться на перемены к лучшему.

Чего и вам и себе желаю!

Огромный привет от всей нашей семьи: Меня (почему-то выскочило с большой буквы!), Татьяны Михайловны и Фурса Иваныча! (Разумеется, — Тане и Елене!)

До свидания!

Николай Наседкин-Тамбовский.

__________
…два газетных материала. — О каком материале из «Тамбовской жизни» идёт речь, неизвестно; статья «“Еврейский вопрос” — вопрос для умных» опубликован в «Городе на Цне» 13 января 1999 г.
…моей небольшой повести… — «Завтра обязательно наступит». Впервые опубликована в тамбовской газете «Наедине» (1999, 9 марта — 13 апреля).
…задумал издавать альманах… — Этот проект не осуществился.
Вас . Вас. — В. В. Кравченко, тамбовский писатель.
Управление культуры поклялось мне выплатить оставшиеся 16 тысяч руб. перед Новым годом. — Управление культуры Тамбовской области закупило для библиотек по 800 экземпляров книг «Осада» и «Криминал-шоу», которые автор получил от издательства «Голос» в виде гонорара.
Вот если б до 17 августа пришёл… — 17 августа 1998 г. в России случился дефолт.
…вопли Видоплясова. — Обыграно название популярной украинской рок-группы «Вопли Видоплясова», использовавшей фамилию героя Достоевского из повести «Село Степанчиково и его обитатели» лакея Григория Видоплясова.


123. В ЖУРНАЛ «НАШ СОВРЕМЕННИК»

9 февраля 1999 г.  Тамбов

Уважаемая редакция!

Предлагаю небольшую повесть с современным содержанием и увлекательным сюжетом. Уже по первой фразе: «Гроссман, Иосиф Давидович, был старый еврей…» можно понять, что тема поднята сверхзлободневная и актуальная. Смею надеяться, что мне удалось избежать тенденциозности и убедительно продемонстрировать, что в обычной повести может быть обычный герой с таким именем… Остальное — в тексте.

Для сведения прилагаю свою недавнюю статью* по пресловутому «еврейскому вопросу», доказывающую, что на эту тему можно писать всерьёз, без эпатажа и провокаций. Нельзя ли эту статью перепечатать в одном из номеров «Нашего современника» в виде письма читателя?

Но, конечно, в первую и главную очередь я надеюсь на публикацию* повести «Завтра обязательно наступит», ибо только вашему (нашему) журналу это под силу.

Напомню, что в «Нашем современнике» (1995, № 2) была опубликована моя повесть «Прототипы».

Надеюсь на скорый и положительный ответ!

С уважением

Н. Наседкин.

_________
…свою недавнюю статью… — «“Еврейский вопрос” — вопрос для умных» («Городе на Цне», 1999, 13 января).
…надеюсь на публикацию… — Повесть «Завтра обязательно наступит», судя по письму к редактору издательства «Астрель» Л. А. Захаровой от 24 декабря 1999 г. (№127), прошла в журнале «Наш современник» рецензента, зав. отделом, первого замредактора Г. М. Гусева и была зарублена главным редактором С. Ю. Куняевым «по непонятным причинам». В течение 1999 г. повесть, помимо «Нашего современника», была предложена журналам «Новый мир», «Молодая гвардия», «Москва», «Знамя», «Октябрь, «Нева», «Московский вестник», «Подъём» и др., но в итоге была напечатана в газетах «Наедине» и «Слово», в журнале «Южная звезда» (2002, № 3), «Тамбовском альманахе» (2007, № 4) и авторском сборнике «Рано иль поздно» (2012).


124. И. И. ЕВСЕЕНКО

3 апреля 1999 г.  Тамбов

Иван Иванович, здравствуйте!

Хочу предложить Вам свою новую небольшую (2 авт. л.) повесть «Завтра обязательно наступит».

Она злободневна, остросюжетна в лучшем смысле этого слова, многопланова и многослойна. Не буду больше распространяться — при внимательном чтении это и так понятно.

Особо хочу подчеркнуть, что повесть по своему типу именно — журнальная вещь. Конечно, я хотел бы опубликовать её в Москве, но меня не вполне устраивают сроки и долгая очередь. Да и дружба с «Подъёмом» (которая у меня была и, надеюсь, сохранилась) что-нибудь да значит…

Не так давно я стал, наконец, компьютеровладельцем, так что — если рукопись Вас заинтересует, я смогу прислать дискету с набором. Надо бы сделать это сразу, но сейчас я загоняю в компьютер свою новую объёмную книгу и не хотелось бы прерываться.

Впрочем, это всё — технические и второстепенные вопросы. Очень надеюсь, что Вы, Иван Иванович, посмотрите повесть лично и адекватно её оцените. Право, она того стоит.

Желаю успехов и процветания и журналу, и Вам лично!

Всего наилучшего!

 Николай Наседкин.


125. НА «РАДИО-1»

9 июля 1999 г.  Тамбов

Здравствуйте, Павел (и Аня)!*

Павел, вчера, 8-го июля, наконец-то удалось пообщаться с Вами, поговорить о тамбовских волках и, главное, поздравить с Вашей и Николая Носкова* помощью хорошего русского писателя и главу столичного издательства «Голос» Петра Фёдоровича Алёшкина с 50-летним юбилеем. Преогромнейшее Вам за это спасибо!

В благодарность хочу подарить Вам свою книгу «Криминал-шоу», выпущенную не так давно «Голосом». Гарантирую, что под глянцево-рекламной обложкой Вы найдёте увлекательное, но вместе с тем и весьма серьёзное повествование и о тамбовских волках, и о московских, и вообще о нашей волчьей жизни, скрашивают которую лишь маленькие радости вроде «Рабочего полдня»… Если книга моя понравится, дайте почитать её Ане (в ней, в книге-то, и о любви страниц немало сложено!..), и вообще всем желающим на Радио-1 – пусть «Криминал-шоу» станет книгой, так сказать, для служебного пользования в вашей студии и скрасит вам минуты отдыха от прямого эфира…

Ну и, конечно (слаб человек!), пользуюсь случаем, чтобы попросить-заказать песню. Дело в том, что 30-го июля ровно шесть лет назад, в 1993-м, в издательстве «Голос» вышел первый мой сборник повестей и рассказов (сигнальный экземпляр) «Осада». По существу, состоялось-произошло второе моё рождение – уже как писателя. Стотысячный тираж разошёлся по всей тогда необъятной стране, у меня появилось много друзей-читателей: отклики я получал с Дальнего Востока, из Казахстана, Прибалтики…

А ещё 30-го июля – день рождения моей племянницы Лены, которая живёт под Абаканом. К сожалению, вот уже почти десять лет я не могу выбраться туда, в Сибирь, на свою малую родину (тамбовским волком я стал после Московского университета, в 1982-м), очень соскучился по родным и близким – сестре Надежде, племянникам…

Для Петра Алёшкина я пытался заказать песню Игоря Талькова «Родина моя» – её в тот день не нашли. Так вот, я и прошу, может быть, на этот раз для всех моих читателей-друзей, для моих родных в Сибири, да и для всего коллектива издательства «Голос», готовящего к выпуску мою новую книгу, удастся включить в «Рабочий полдень» 30 июля (в пятницу) эту замечательную песню Игоря Талькова. Или, в крайнем случае, – песню-балладу Владимира Высоцкого «Любовь» («Я поля влюблённым постелю!..»)

Заранее безмерно благодарен! Спасибо!

Николай НАСЕДКИН.

__________
Павел, Аня — Ведущие передачи «В рабочий полдень» (концерт по заявкам радиослушателей) на «Радио-1».
Носков Николай — российский эстрадный певец.


126. П. Ф. АЛЁШКИНУ

30 ноября 1999 г.  Тамбов

Здравствуй, Пётр Фёдорович!

Высылаю тебе свои мысли-заметки по поводу твоего творчества.* Иван Игнатьевич, раздобренный твоим письмом к нему (он хвастался, что получил от тебя послание), поставил материал довольно оперативно, хотя рецензии сейчас даже в чисто литературных изданиях идут туго, а уж в общественно-политических, да ещё и накануне выборов… Так что я ему благодарен от души.

Очень надеюсь, что материал тебе понравится. В некоторых местах я позволил себе чуть с тобой поспорить, но это, скорей, не критика, а — полемика. Так что не вздумай обижаться даже на йоту! И не забудь при случае и с оказией подписать-подарить областной нашей библиотеке им. Пушкина экземпляр и «Лагерной учительницы» и «Тропы тамбовского волка»*, как это уже зафиксировано в рецензии.

И ещё — на всякий случай: может, есть какая-нибудь возможность опубликовать этот материал с минимальной правкой (убрать областные реалии) где-нибудь в столичном издании? Понимаю, что тебе, как герою, не совсем удобно об этом думать, но я, как автор, был бы весьма заинтересован.

Теперь чуть о других делах-заботах. Статью-бомбу «Тамбовские волки-3»* я прочёл (её перепечатала наша газета «Город на Цне»). Наконец-то вслух сказано, что Коваль* умер не своей смертью. Ну и, конечно, мне особый интерес светил в этой статье, ибо я уже больше года сужусь с соседкой из-за перегородки в коридоре, а её дочь вышла летом замуж за сына этого самого Джураева*. Добавлю для полноты картины, что в самом начале нашего противостояния захватническим инстинктам соседки был мне ночной звонок с весьма недвусмысленными угрозами и зловещими обещаниями. Но, несмотря ни на что, борьбу я продолжил и победа уже сверкает-светится на горизонте, как говорится, no passaran!

Только что закончил читать книгу «Растерзанные тени»* отца и сына Куняевых. Прекрасная вещь! Я столько информации получил и особенно о своём «предке» — Василии Наседкине. Вот судьбы у людей были! Так неужто нам каких-то чучмеков джураевых бояться-опасаться?..

Пётр, я тут взял на себя смелость дать твои рабочие координаты нашей тамбовской поэтессе Людмиле Ништ. У неё вышел сборник стихов где-то в Москве за счёт спонсора. Теперь она собирается выпускать второй и опять за счёт спонсора. Когда она поинтересовалась, нельзя ли это сделать в «Голосе», я и порекомендовал, что можно. Ничего страшного?

Ну и в конце не могу не спросить, не вспомнить о «Советах колдуна» и, особенно, — об «Алкаше». Душа болит. Душа свербит. Душа пристанывает. Вдохновение бастует. Настроение депрессует (?!). Перо (вернее — мышь компьютерная) из рук валится. Да и кушать хотца…

А вообще, если без шуток, нищета начинает всерьёз уже одолевать: даже паршивую ленту для принтера за 16 рэ (уж о картридже за 54 р. и не говорю) купить не на что, так что если письмо это отпечатается сейчас бледновато — не обессудь.

На этом кончаю. Надеюсь, что ты звякнешь или черкнёшь пару строк по получении этого моего письма.

Огромный привет Тане и — только от меня, ибо моя Татьяна Михайловна отдыхает в санатории (подарили дармовую путёвку), и мы с котом Фурсом мужиковствуем вдвоём.

С комсомольским приветом, как писали наши старшие братья, и оревуар!

Николай Наседкин.

_________
…свои мысли-заметки по поводу твоего творчества. — Рецензия «Любовь и ненависть» («Тамбовская жизнь», 1999, 30 ноября) на сборник П. Алёшкина «Лагерная учительница».
«Тропа тамбовского волка» (М.: Современный писатель, 1999) — книга П. Кошеля о жизни и творчестве П. Алёшкина.
«Тамбовские волки-3» — Статья о тамбовских мафиози из центральной «Новой газеты», перепечатанная «Городом на Цне» (1999, 25 ноября»).
Коваль Валерий Николаевич (1952—1998) — первый мэр Тамбова, умерший скоропостижно и при странных обстоятельствах.
Джураев — полковник тамбовской милиции, подозреваемый в связях с бандитскими группировками, один из героев повести «Иск» (под именем Джейранов).
«Растерзанные тени» (М.: Голос,1995) — Книга Станислава и Сергея Куняевых о поэтах Есенинского круга, в том числе Василии Фёдоровиче Наседкине (1895—1938), зяте С. А. Есенина (муж сестры Екатерины).


127. Л. А. ЗАХАРОВОЙ

24 декабря 1999 г.  Тамбов

Лариса Алексеевна, здравствуйте!

Не дождавшись обещанного второго звонка, пишу вот эти несколько строк, чтобы напомнить о себе и ещё раз сказать: Лариса Алексеевна, только на Вас все мои надежды и упования!

Из последнего нашего телефонного разговора я понял главное: появилась возможность заключить договор с издательством. Если это так, то я буду за Вас Богу молиться до конца своей жизни.

Но молитвы молитвами, а хочу сказать ещё вот о чём. Может быть, я забегаю вперёд, как человек в этих делах неопытный, но так как Вы в данном случае выполняете по существу функции литагента, то, конечно же, имя Ваше обязательно должно быть внесено в договор. Или это делается как-то по-другому?

Мне кажется, этот вопрос надо было ещё раньше обговорить, ибо мне ужасно совестно за Ваши траты на телефонные звонки, за Ваши хлопоты…

Впрочем, повторяю, я, может быть, ужасно забегаю вперёд. Но, как говаривал ещё Фёдор Михайлович Достоевский, перо валится из рук, коли впереди никаких издательских перспектив. В этом плане у меня дела идут соответственно: ещё в январе написал небольшую повесть*, которая в «Нашем современнике» прошла рецензента, зав. отделом, первого замредактора и была зарублена самим Куняевым по непонятным причинам. С тех пор проза во мне дремлет, а я погрузился с ушами в XIX век, в мир Достоевского –– кропаю диссертацию…*

Однако ж я разболтался –– простите!

Поздравляю Вас, Лариса Алексеевна, с наступающим, страшно сказать, –— 2000-м годом! И особенно –– с Рождеством!

Желаю оставаться всегда такой же молодой, красивой, доброй и доброжелательной к забитым и забытым жизнью и судьбой провинциальным литераторам!

Счастья Вам в Новом году и мешок долларов в придачу!!!

А мои мечты и упования –– ещё до Нового года получить от Вас хоть какую-нибудь весточку. Буду ждать и надеяться.

Всего наилучшего и –– надеюсь –– до свидания!

Николай НАСЕДКИН.

__________
Л. А. Захарова, ещё будучи главным редактором московского издательства «Локид», в сентябре одобрила роман «Алкаш» и включила в издательский план, но вскоре перешла работать редактором в издательство «АСТ-Астрель» и забрала проект с собой, где книга и вышла в декабре 2000 г.
…написал небольшую повесть… — «Завтра обязательно наступит». (См. прим. к с. 182.)
…кропаю диссертацию… — Речь идёт о книге «Самоубийство Достоевского».


128. В ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЭКСМО»

26 декабря 1999 г.  Тамбов

Уважаемый г-н главный редактор!

Роман «Алкаш», который я вам предлагал, показался вам «переполненным» психологией и «бытовухой». По телефону мы договорились с редактором (фамилию его я, к сожалению, не запомнил), что я взамен предложу сборник компактных, остросюжетных, читабельных повестей. Что и делаю.

Подробности — в аннотации и в самих текстах. Добавлю только, что читателям в провиции уже надоело читать о московских и питерских разборках, у нас здесь, в глубинке российской, хватает и своего криминала. Думаю, уже в этом будет новизна и особый колорит моей книги, буде она издана. На что я очень и очень надеюсь.

В случае, если рукопись вас заинтересует, дискета с набором будет выслана или доставлена в издательство незамедлительно.

Поздравляю вас с Новым годом, желаю ещё большего процветания «Эксмо» в 2000-м году и надеюсь на плодотворное и долговременное сотрудничество.

С уважением

Николай НАСЕДКИН.


129. И. С. ГЛАЗУНОВУ

17 января 2000 г.  Тамбов

Здравствуйте, уважаемый Илья Сергеевич!

Пишет Вам литератор из Тамбова –– Николай Наседкин.

Только что дочитал книгу Льва Колодного «Любовь и ненависть Ильи Глазунова», вышедшую в «Голосе» (к слову, в этом издательстве выходят и мои книжки). Я так понял, что в советской прессе о Вас и Вашем творчестве добрых слов практически сказано не было.

Высылаю Вам свою корреспонденцию о Вашей первой настоящей выставке в Манеже 1978 года. Я тогда был студентом-второкурсником факультета журналистики МГУ, мы с друзьями отстояли в очереди несколько часов и были буквально потрясены увиденным. Свои чувства и впечатления от выставки я выплеснул на бумагу и отправил в свою родную районную газету «Сельская правда» (Алтайский район Хакасской авт. области, Красноярского края –– это в 20 км от Абакана и в 40 км от Минусинска, где Вы открыли для себя русскую икону). Статья была опубликована 26-го августа 1978 года. В ней, конечно, много наивности, но и много чувства, искренности, восторга, и я надеюсь, что несколько тысяч читателей «Сельской правды» из сибирской глубинки (газета имела тогда тираж 4 тыс. экз.) с тех пор знают Ваше имя и многие из них следят за Вашим творчеством.

Добавлю ещё, что второй раз мне удалось побывать на Вашей выставке в Манеже ровно через десять лет –– в 1988-м году. А в эти дни, как я знаю, проходит очередная Ваша «Манежная» выставка, с чем я Вас от души и поздравляю!

И уж в самом конце: я, как и Вы, глубоко и серьёзно «болен» Достоевским. Больше того, осмеливаюсь изучать и анализировать его творчество. Три моих работы уже опубликованы: «Герой-литератор в мире Достоевского» (в сб.: За строкой учебника. М.: Молодая гвардия, 1989), «Минус Достоевского. Достоевский и еврейский вопрос» (в журнале «Подъём», 1995. № 11-12), «Подпольный человек Достоевского как человек» (Вестник Тамбовского университета, 1998. Вып. 2.). Сейчас я работаю над книгой под условным названием «Самоубийство Достоевского», посвящённую теме суицида в творчестве писателя. Надеюсь защитить её как диссертацию.

Простите, Илья Сергеевич, что отнял у Вас несколько минут, но я подумал, что Вам будет интересно прочитать неизвестные Вам заметки о Вашей выставке более чем 20-летней давности.

Желаю Вам от души, чтобы в 2000-м году и во все последующие годы всё у Вас сбывалось и получалось, чтобы врагов стало меньше, а друзей больше и чтобы всё новые и новые талантливые полотна рождались под Вашей кистью во славу России и на радость всем любящим Россию людям! Счастья, долголетия и здоровья!

С глубоким уважением Николай НАСЕДКИН.


130. П. С. УЛЬЯШОВУ

1 февраля 2000 г.  Тамбов

Уважаемый Павел Сергеевич!

Согласно телефонной договорённости с Вашей сотрудницей (31 января), предлагаю для издания сборник компактных, остросюжетных, читабельных повестей.

Подробности — в аннотации и в самих текстах. Добавлю только, что читателям в провинции, можно не сомневаться, уже надоело читать о московских и питерских разборках, — у нас здесь, в глубинке российской, хватает и своего криминала. Думаю, уже в этом будет новизна и особый колорит моей книги, буде она с помощью Вашего издательства (литагентства) издана. На что я очень и очень надеюсь.

В случае необходимости дискета с набором будет выслана или доставлена в издательство незамедлительно.

С уважением Николай НАСЕДКИН.

Коротко о себе:

Наседкин Николай Николаевич

Родился в 1953 г.

Окончил факультет журналистики МГУ и Высшие литературные курсы при Литинституте.

Как прозаик публиковался в журналах «Наш современник», «Подъём», «Сыщик», «Журналист», «ФиС» и др.

Автор книг: «Осада» (М.: Голос, 1993; 1997), «Криминал-шоу» (М.: «Голос», 1997), «От Державина до…» (Тамбов, 1993), «Литературные мушкетёры» (Тамбов, 1996).

Член Союза писателей России.

__________
Это первое письмо П. С. Ульяшову, с которого начинается этап плодотворного сотрудничества писателя и издателя, итогом которого станут книга «Самоубийство Достоевского» (2002) и энциклопедия «Достоевский» (2003), изданные впоследствии в «Алгоритме», куда Ульяшов перешёл работать главным редактором.


Назад  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  Далее











© Наседкин Николай Николаевич, 2001


^ Наверх


Написать автору Facebook  ВКонтакте  Twitter  Одноклассники


Рейтинг@Mail.ru