Николай Наседкин


КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО

КУЛЬТУРА


Обложка

Почти комедия

«Очень бы хотелось, чтобы наш родной театр имени А. В. Луначарского по части репертуарной политики перенял опыт соседей. Так хочется почаще видеть на сцене вещи молодёжные, остросоциальные, злободневные. Спектакли, которых требует время».

Так заканчивалась предыдущая рецензия в нашей газете, где речь шла о гастролях Липецкого театра. И вот, такое стечение обстоятельств, новая премьера в Тамбове стала как бы своеобразным откликом на это пожелание: спектакль «Воровка» по пьесе Эмиля Брагинского, без сомнения, — молодёжный, остросоциальный, злободневный.

Драматург определил пьесу по жанру так: «почти комедия» — и его понять можно. Смех по ходу спектакля звучит часто, вещь эта, безусловно, комедийная, но уж больно горек этот наш смех, ибо смеёмся мы сами над собой, над нелепостями нашей жизни, которые сами же и расплодили за предыдущие годы в безобразном количестве.

Вот мы долгое время считали — многие искренне, иные с усмешкой, — что в нашем обществе все, дескать, равны. Нет у нас ни бедных, ни богатых. Хотя со временем всё больше и откровеннее наше общество разделялось на скромно живущих и, скажем так, нескромно живущих. К примеру, в «Воровке» есть такой великовозрастный оболтус Валера Тулупов (артист А. Яцевич), который вполне спокойно убеждён, что он живёт «при коммунизме». У него отдельная холостяцкая квартира, этажом ниже папашиной, забитая японской видеоаппаратурой, коврами и финскими холодильниками, карманы оттопырены от денег, на обеденном столе — деликатесы из «скромного» спецпайка. Одним словом, Валера — сын шибко большого начальника, и таковых валер и их папаш-начальников, жирующих не по заслугам, развелось в нашей повседневной социалистической действительности довольно-таки многовато.

Другой представитель современной молодёжи, выведенный в спектакле как типаж, — молодой адвокат Олег Придорогин. Артист А. Дульский, воплощая на сцене замысел драматурга Э. Брагинского и режиссёра-постановщика В. Ланского, создаёт образ этакого розовощёкого, наивного и до последней степени положительного молодого человека, одним словом — реликт. И немудрено, что именно этот герой своими поступками и суждениями вызывает весёлое оживление в зрительном зале. Ну разве не смешно, когда обычный рядовой звонок из райкома звучит для юного товарища Придорогина словно звон возвышенный фанфар?

И вот между двух огней, между этими двумя противоположностями — циничным реалистом Валерой и наивным романтиком Олегом оказывается героиня артистки Елены Тюргановой — Люба, самый сложный, неоднозначный и интересный характер в спектакле. Та самая Люба, которая — воровка.

Эта красивая, весёлая и вроде бы не унывающая девушка не только воровка, она ещё и — какой ужас! — способна чуть ли не с первым встречным пойти к нему на квартиру, а там, сами понимаете, всякое такое потом…

Короче, когда происходит кульминационная сцена — суд над Любой, обвиняемой в воровстве каких-то заморских часов из квартиры своего случайного знакомого, младшего Тулупова, члены суда симпатий к обвиняемой явно не питают. Им вообще безразлична судьба подсудимой, у каждого свои заботы и проблемы (у судьи, к примеру, две дочки-перестарки никак замуж не выскочат), откуда здесь быть желанию разобраться к чужой жизни, понять драму чужой неудавшейся судьбы…

Впрочем, самое время в этом месте остановиться, чтобы не заслужить традиционного упрёка в том, что-де рецензент пересказывает сюжет пьесы и спектакля. В «Воровке» как раз и не сюжет самое главное, а характеры героев, в первую очередь Любы, а также злободневность материала, заложенная в репликах действующих лиц. Мы все уже достаточно смелые, взахлёб читаем хлёсткие разоблачительные статьи в газетах и журналах, но вот в театре, в нашем тамбовском театре, впервые, может быть, слышим суждения и замечания о самых острых моментах текущего дня:

«И что это так долго официанта нет… Может, у них забастовка?..»

«А я думала, что у нас уже все спецпайки для начальников отменили!..»

«Такие, как я и мой отец, — в очередях не стоят!..»

Вот лишь несколько колючих реплик из спектакля, заставляющих иных сановитых зрителей в зале недовольно морщиться и пожимать плечами: дескать, совсем разболтались.

А что касается характеров, то, повторюсь, особенно объёмным получился характер, созданный Еленой Тюргановой. Люба-воровка при всей её ершистости, безалаберности, шокирующей «приличных» людей, не может не вызывать симпатии зрителей, понимания с их стороны. Это, на мой взгляд, самая удачная работа молодой талантливой артистки за последнее время. Елена Тюрганова так живёт и чувствует на сцене, так поёт и танцует, так смеётся и сердится, что легко понимаешь состояние души Олега Придорогина, влюбившегося в её героиню без памяти…

На премьере «Воровки» в Тамбове побывал автор пьесы Эмиль Брагинский. Впечатление у драматурга от постановки осталось самое благоприятное. Оно и немудрено: новый спектакль областного драмтеатра имени А. В. Луначарского — удача.

/1988/
_____________________
«Комсомольское знамя», 1988, 27 апреля.










© Наседкин Николай Николаевич, 2001


^ Наверх


Написать автору Facebook  ВКонтакте  Twitter  Одноклассники



Рейтинг@Mail.ru