Николай Наседкин


КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО

КУЛЬТУРА


Обложка

Не надо прощаться

Если вы уже не верите, что есть на свете настоящая любовь и что она способна творить чудеса, то не ходите на этот фильм — он вам не понравится. А впрочем, в ленте «Не могу сказать “прощай”» заложено столько эмоциональности и веры в силу чувств, что она способна взволновать, может быть, и самого спокойного человека. Среди создателей фильма нет ни одного известного имени. Я лично не смог вспомнить больше ни одного произведения сценариста Л. Неменовой или режиссера-постановщика Б. Дурова. Приятное знакомство состоялось с исполнителями главных ролей С. Барчуком, А. Ивановой и Т. Паркиной. Вот во многом благодаря этой «неузнаваемости» артистов и растворяется бесследно условность искусства кино, и зритель начинает сопереживать героям как реально существующим людям.

Безусловный плюс ленты — её остросюжетность. С первых же кадров, где главный герой Сергей Ватагин спасает от хулигана незнакомую девушку, и до финальной сцены, в которой он же, безнадежно, казалось, парализованный, вдруг встаёт на ноги, — сюжет закручен в тугую пружину напряжённости. И как не порадоваться тому, что современный кинематограф наконец-то начал стремиться совмещать серьёзность и глубину содержания со зрелищностью и остротой формы. Успех фильмов «Экипаж» А. Митты и «Москва слезам не верит» В. Меньшова рассеял, как мне кажется, последние сомнения по этому вопросу, — если они у кого-нибудь были.

Итак, «ещё раз про любовь». Про любовь истинную, единственную, на всю жизнь, о которой мечтает, наверное, каждый, и про любовь мнимую, скороспелую и скороумирающую. А как отличить подлинную от поддельной? Это только со стороны порой всё хорошо видно… Вот и Сергей Ватагин не сумел разглядеть в глазах Лиды свет глубокого чувства. Ему ли, известному на весь город человеку, знатному бригадиру электросварщиков, чей портрет висит на центральной аллее парка и при чьём появлении на танцплощадке у всех девчонок сладко сжимаются сердца, ему ли всерьёз воспринимать восхищение и преданность в глазах очередной из них.

К сожалению, бывает иногда головокружение от успехов даже у очень неплохих, в сущности, людей. Сергей, одарённый от природы яркой внешностью (стоит, наверное, упомянуть, что артист Сергей Варчук чем-то очень напоминает Евгения Урбанского), добившийся трудовой славы, привыкший к уважению друзей, к вниманию со стороны слабого пола, и сам уже не замечает, как красивая улыбка хорошего человека деформируется на его лице в полупрезрительную усмешку «героя», смотрящего на весь мир свысока.

Может быть, чересчур прямолинейно, но вполне закономерно, жизнь по воле авторов фильма жестоко наказывает Сергея. И вот теперь, когда его, калеку, предаёт сначала друг, а затем и любимая жена Марта, самое, вроде бы, время произнести сакраментальное: «Виноват — расплачивайся!». Однако, не выговариваются эти слова, жалко нам Сергея, и хочется верить, что придёт к нему счастье, придёт…

А почему? Да потому, что смотрим мы на Сергея Ватагина не только собственными глазами. Как говорится, чтобы понять всю его красоту (не только в смысле внешности), надо смотреть на него глазами Лиды… Ах, Лида! Что за обаяние русской красоты! Что за непосредственность эмоций, таких редких в наш, словно затянутый в корсет деловитости, век! Что за непоколебимая вера в силу чувств, в своё неминуемое счастье и в любимого человека!..

Честное слово, даже жалко иногда становилось Сергея за его душевную близорукость. А если уж совсем откровенно, то не завидуют ли слегка многие из нас, представителей сильной половины человечества, Сергею, не влюбились ли и мы, зрители, хотя б чуть-чуть в героиню блистательно живущей в этой роли Анастасии Ивановой?..

Не верит доктор, что Сергей сможет когда-нибудь встать. Не верит и не хочет верить в это холодная красавица-жена. Сомневается, хотя и не теряет надежды, даже мать. И только Лида, которую наш герой когда-то мимоходом обманул, и которая так и не смогла сказать «прощай» своей любви, только Лида безоговорочно верит, в, казалось бы, невозможное. Эта великая сила — поддержка любящего человека — совершает в конце концов чудо.

Вероятно, кому-то это может показаться сказкой. Но если вы сумеете войти в мир фильма, если сможете разглядеть в героях ленты близких и понятных вам людей, то вы несомненно поверите — да, самые страшные приговоры медицины может отменить настоящая Любовь!

/1982/
_____________________
«Комсомольское знамя», 1982, 27 августа.










© Наседкин Николай Николаевич, 2001


^ Наверх


Написать автору Facebook  ВКонтакте  Twitter  Одноклассники



Рейтинг@Mail.ru