Николай Наседкин


ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

РЕЦЕНЗИИ


Обложка

Праздник прощания с игрушками

В Центрально-чернозёмном издательстве вышла новая книга тамбовского прозаика Александра Акулинина «Праздник прощания с игрушками». В сборник вошли десять рассказов и повесть «Горька идёт за отцом».

Почти все эти произведения уже были ранее знакомы читателям. Публиковались они на страницах областных газет, в журнале «Подъём», а повесть «Горька идёт за отцом» входила уже в сборник А. Акулинина «Московские гостинцы», который был издан также в Воронеже несколько лет назад. Таким образом, можно смело утверждать, что произведения эти выдержали испытание временем, выдержали строгий суд читателей. Хотя, скажу сразу, хотелось бы в очередных книгах видеть побольше новых, ещё неизвестных вещей автора, узнавать с каждым сборником его творчество всё более в полном объёме.

Александр Акулинин как писатель принадлежит, конечно, к так называемому «деревенскому» отделу нашей литературы. В центре его творческого внимания — проблемы села, деревенские жители, их характеры и судьбы, русская природа. Герои его, как можно заметить, «прописаны» в одной конкретной местности и не только на Тамбовщине, а даже в одном каком-то небольшом сельце, которое, по-видимому, является «малой родиной» и самого автора.

Кстати, большинство произведений в сборнике объединены не только местом действия, но и общими персонажами, сквозным образом героя-рассказчика, вспоминающего свои детские годы, или, уже взрослым, приезжающим в родные места. На основе таких рассказов, как: «Жёлуди», «Тихий полёт неубитой дрофы», «Похороны Кузьмичихи», «Песня для Юльки» и некоторых других, вполне можно было бы написать целую «воспоминательную» повесть. И почему бы А. Акулинину не воспользоваться этой возможностью?

Впрочем, писателю самому решать, как распорядиться накопленным жизненным материалом. Мы же, читатели, видим уже результат. Есть в сборнике, естественно, как плюсы, так и минусы. К достоинствам следует отнести темы, поднимаемые А. Акулининым, «За последние лет пятнадцать-двадцать деревенька наша сильно поредела, поистаяла» («Праздник прощания с игрушками»). Эта проблема — так называемых неперспективных сёл и деревень — остро волнует автора, не раз и не два возвращается он к ней в своём творчестве. Или: «— Почитай, годков пять у нас в деревне всё помирают да помирают, и никто не родится… Да и родить-то некому…» («Песня для Юльки»). Почему у нынешней молодёжи так непрочны корни, связывающие их с родным домом? Почему так равнодушны они к земле, на которой родились?.. Над вопросами этими бьётся вся текущая «деревенская» проза. Вносит свою лепту и А. Акулинин.

Есть у тамбовского писателя и свой почерк. Язык и стиль его произведений своеобычен, индивидуален. Только вот не всегда срабатывает у него чувство меры при работе над словом. Особенно грешат диалектической вычурностью и сконструированными фразами рассказы «Тыквенные семечки» и «Федька Коготь». Например, «обныковенно», «шиндрыгать», «кошки в дыбошки» и подобные этим выражения вряд ли украшают русский язык вообще и прозу писателя в частности. Пусть даже говорят это герои, но ведь не всё пишется так, как слышится.

И ещё хотелось бы предостеречь А. Акулинина от излишней «чувствительности» и некоторой доли надуманности в отдельных эпизодах своих произведений. В повести «Горька идёт за отцом» (в целом очень интересной) целый пласт сюжета связан с тем, что не хватает у женщин и детей сил отцепить пса — отец, не вернувшийся с войны, в своё время «перестарался, видно, жестковат барабанчик выковал». И никому якобы (так автору нужно!) не приходит в голову просто взять и расстегнуть ошейник на бедной собаке. Не верится и в то, что человек способен «корчиться от смеха», услышав незамысловатую частушку. Многие герои А. Акулинина любят всплакнуть при любом мало-мальски пригодном случае…

Как известно, нет предела в творческом самосовершенстве. Будем верить, что А. Акулинин будет расти как писатель от произведения к произведению, будет строже относиться к собственному творчеству, стремиться к лаконизму (кстати, рассказы из сборника «Праздник прощания с игрушками» публиковались на газетных страницах в сокращенном виде, и ещё вопрос — не выиграли ли они от этого?).

Сейчас, как уже знают читатели нашей газеты, прозаик работает над историческим романом о зарождении Тамбова. Значит, предстоит новая и, хочется верить, приятная встреча с его творчеством.

/1984/
_____________________
«Комсомольское знамя», 1984, 13 мая.










© Наседкин Николай Николаевич, 2001


^ Наверх


Написать автору Facebook  ВКонтакте  Twitter  Одноклассники



Рейтинг@Mail.ru