Николай Наседкин


ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

КНИГИ
ПОРТРЕТЫ
ИНТЕРВЬЮ
ЭССЕ


НАЧАЛО


Обложка

Сергеев с берегов Цны

Не знаю кому как, а мне до чёртиков, до тошноты надоели политтусовки, устраиваемые в связи с нескончаемыми наездами на Тамбовщину всяческих аферистов от политики, рвущихся к власти. А между тем, в городе нашем, весьма славном литературными традициями, последняя крупная литтусовка проходила аж 1988-м году. Помните, тогда к нам приезжали на дни тамбовской литературы Сергей Залыгин, Сергей Есин, Эрнст Сафонов и ещё целый ряд корифеев нынешней русской словесности?

И вот, наконец-то, грядёт новый такой грандиозный литпраздник. Приурочен он к 120-летию со дня рождения земляка нашего С. Н. Сергеева-Ценского. Для тех, кто мало читает и плохо учил в школе литературу коротко напомню, что Сергей Николаевич Сергеев родился в сентябре 1875 года в селе Преображенском под Тамбовом, учился в Тамбове, и эти первые 17 лет жизни оставили такой глубокий след в его судьбе, что он навек прибавил к своей фамилии псевдоним от названия родимой речки Цны.

Главные книги Сергеева-Ценского — многотомная эпопея «Преображение России», над которой он работал почти всю жизнь, и исторический роман «Севастопольская страда» о Крымской войне 1853-1856 гг., участником которой был его отец. За этот роман писатель удостоился Сталинской премии 1941 года. Больше Сергеев-Ценский премий не удостаивался, хотя написал 12 томов в большинстве своём добротной русской прозы. Вероятно, не весьма нравилось литчиновникам, что писателя интересовало не столько преображение страны, сколько преображение человека, личности и притом не в социальном, а прежде всего в морально-этическом плане.

В дореволюционный период творчество Сергеева-Ценского имело демократическую направленность. Так, в повести «Лесная топь» (1907), созданной на основе тамбовских воспоминании юности, показывается «топь» самодержавно-крепостнического, как принято у нас говорить, режима. Писатель создал здесь и образ революционера Фрола Бердоносова, явно симпатизируя этому герою. Но вскоре после 1917 года в произведениях Сергеева-Ценского (повести «Чудо», «Жестокость», «В грозу»), как отмечала критика, отразилась растерянность писателя перед новой властью, эпохой. И он вместо того, чтобы сочинять романы об успехах большевиков, окунается в историю литературы — пишет пьесу, а затем и роман о великом русском поэте под названием «Мишель Лермонтов», затем повесть «Гоголь уходит в ночь» и роман «Невеста Пушкина». К тому же, Сергеев-Ценский ещё в 1908 году заявил в открытую: «да позволено мне будет уйти от опеки политических партий».

Особым смыслом для нас в творчестве писателя-земляка наполнена лирическая повесть «Печаль полей», где «главным героем» является Тамбовщина, прицнинские просторы, крестьянские пашни и луга. Миру природы, крестьянской народной жизни противопоставлен мир дворян, повесть пронизана предчувствием обречённости дворянского мира.

Когда Сергеев-Ценский формировался как человек и как писатель, о социалистическом реализме, слава Богу, ещё и понятия не было, так что ему пришлось учиться у классиков, исповедующих в литературе реализм критический, реализм правдивый, реализм талантливый. Поэтому творчество писателя и поныне не устарело.

Дни литературы, посвященные юбилею Сергеева-Ценского, пройдут с 26 по 28 сентября. В рамках праздника состоится международная научно-практическая конференция «С. Н. Сергеев-Ценский и современность». К слову, уже выпущен солидный, сборник по материалам этой конференции. В гости к тамбовчанам ожидаются Юрий Бондарев, Пётр Проскурин, Пётр Алёшкин и другие литмэтры из столицы.

Добавлю, что литпраздник нам устраивают совместными усилиями Госкомитет по высшему образованию, наш Тамбовский госуниверситет имени Г. Р. Державина, Институт Мировой литературы, комиссия по литнаследию С. Н. Сергеева-Ценского, администрация области, мэрия Тамбова и областная организация Союза писателей России.

Итак, все на праздник! Давайте в конце концов поговорим не о продажной грязной политике, а о светлой и хорошей литературе.

/1995/
_____________________
«Тамбовский курьер», 1995, №35.










© Наседкин Николай Николаевич, 2001


^ Наверх


Написать автору Facebook  ВКонтакте  Twitter  Одноклассники



Рейтинг@Mail.ru