Азбучные истины
В Тамбове вышла в свет «Литературная азбука Тамбова»
(Издательство «Юлис», 2015).
Замечательно, что издана такая книга именно в Год
Литературы. Но не очень замечательно, что по мере листания страниц
«Азбуки» вопросы всё множатся, недоумение растёт. Правда,
авторы-составители ещё в аннотации к книге подчёркнули, что «текст
подготовлен не профессиональными литераторами и литературоведами…» Вот
и первый вопрос: а почему? Ведь ещё дедушка Крылов резонно заметил, что
пироги-то должен печь пирожник…
Нет, повторяю, замысел чудесный — на каждую букву
алфавита дать ёмкую справку только об одном литераторе или литературном
явлении, связанном с нашим краем. Но «Читатели и Почитатели печатного
слова» (так авторы именуют себя в аннотации) почему-то посчитали, что
главное в названии проекта прилагательное «литературная», а не
существительные «азбука» и «Тамбова» — то есть, самое основное и
значимое в литературе именно с тамбовскими корнями, тамбовское из
тамбовских. Но такое впечатление, будто авторы слегка стесняются за
свой родной Тамбов: мол, особых литдостижений у нас нет, большими
талантами Тамбовщина не шибко-то богата. Вот и заполнили «Тамбовскую
азбуку» писателями-варягами, имеющими к Тамбовщине отношение весьма
условное и косвенное, зато они лауреаты премий вплоть до Нобелевской,
классики и известны всему миру. А порой выбор и вовсе непонятен.
Вопросы начинаются уже с буквы «А». Почему «АЗ»
(Академия Зауми, литературное объединение узкого круга любителей
формалистской экспериментальной поэзии), а, допустим, не прозаик и
издатель Александр Акулинин, автор исторической повести о зарождении
Тамбова «Крепость на Цне», замечательных детских книжек, создатель
первого частного издательства в Тамбове «Книжная лавка писателя» и
многолетний руководитель писательской организации?
Тамбовскую букву «Г» удостоился представлять Максим
Горький, который во время своих скитаний по Руси побывал мимоходом пару
раз и в наших богоспасаемых местах, посвятил этому несколько страничек
в своём творчестве. А почему, к примеру, не Виктор Герасин, вся
писательская судьба которого связана с Тамбовщиной? Виктор Иванович
десятилетиями по праву считался ведущим тамбовским писателем, его
произведения, печатающиеся в столичных журналах, книги, издаваемые в
издательствах Воронежа и Москвы, повышали литературный престиж Тамбова…
И с буквой «Е» непонятно: какой-то Николай Енгалычев,
«князь, драматург» из Темниковского уезда, водевили которого когда-то,
дескать, имели успех у зрителя. Просто смешно. Почему не Иван
Елегечев?! Ведь это безусловно крупный писатель и драматург, автор
знаковых, классических для Тамбовщины романа «Губернатор Державин» и
пьесы «Что есть истина...»
Буква «М» подарена Осипу Мандельштаму — поэту, конечно,
замечательному, но безальтернативно считать его представителем
тамбовской литературы можно только при очень игривом отношении к логике
и заявленной теме — полторы недели лечился в тамбовском санатории и
вследствие этого посвятил нашему гостеприимному городу несколько
поэтических строк. А ведь в истории тамбовской литературы был и есть
Семён Милосердов, и родившийся, и до конца жизни живший в Тамбове — не
последний российский поэт и создатель тоже по-своему ставшего частью
тамбовской истории литобъединения «Радуга».
А почему в «Азбуке» фигурирует Борис Пастернак, хотя и
нобелиант, но всего лишь побывавший проездом на тамбовской земле и
сочинивший несколько стихов об этом, а не известный тамбовский
писатель, автор эпопеи «Посреди степей» Борис Панов, или хотя бы Андрей
Платонов, который всё же прожил в Тамбове полгода и посвятил нашему
городу несколько знаменитых произведений?..
Почему на «С» Александр Солженицын (дважды наезжал в
Тамбов в творческие командировки), а не тамбовские писатели Сергей
Сергеев-Ценский (даже за один псевдоним!) или Александр Стрыгин, автор
«Расплаты» и создатель Тамбовской писательской организации?..
Зачем, для чего у Воронежа «украден» Гавриил
Троепольский, когда на букву «Т» сам Бог велел поместить сведения о
Тамбовской писательской организации, отмечающей как раз в эти дни своё
55-летие, или детском литературно-творческом объединении «Тропинка»,
которое в Год Литературы тоже отмечает 30-летний юбилей и давно уже
стало одним из литературных брендов Тамбова? Если об «Академии Зауми»
поведали, почему бы и о «Тропинке» не рассказать, не напомнить?!
И уж совсем в ступор можно было впасть, когда очередь
дошла до буквы «Ш» и выяснилось, что тамбовскую литературу здесь
доверено представлять… Бернарду Шоу! Он, видите ли, всемирно известен,
нобелиант и даже действительно побывал однажды в нашем Кирсанове в 1931
году и чего-то там в своей Англии об этом потом написал-упомянул…
Думаю, бедный Иван Шамов, уроженец Тамбовщины, прославивший её своими
стихами и песнями, в гробу перевернулся…
Невольно подумаешь, что повезло-таки тамбовскому поэту
Евгению Харланову, удостоился чести — слава Богу, что ни Даниил Хармс,
ни Велимир Хлебников, ни, тем более, Олдос Хаксли не сподобились
побывать в Тамбове ни разу, а то составители «Тамбовской азбуки», можно
не сомневаться, и не вспомнили бы о нашем Харланове.
Одним словом, эта «Литературная азбука Тамбова»,
по-моему, не очень соответствует своему названию, явно искажает историю
тамбовской литературы, пытается зачем-то приукрасить её, неуклюже
возвысить. Конечно, в подобных случаях авторы резонно
отвечают-парируют: мол, мы сделали как сумели, не нравится — попробуйте
сами. Это не ко мне. Я уже попробовал: в 1993 году был издан в
тамбовском издательстве «Новая жизнь» мой очерк истории тамбовской
литературы «От Державина до…» Так что, если б нашёлся какой меценат и
предложил мне в Год Литературы переиздать книжку хотя бы в виде вот
такой краткой «Азбуки», я бы, как уже понятно, оставил в ней во многом
другие имена, чем авторы-составители нынешней «Литературной азбуки
Тамбова», которые явно придерживаются принципа: нет, мол, пророков в
своём Отечестве.
И в конце не могу ещё раз не подчеркнуть-напомнить:
именно в эти дни Тамбовская писательская организация празднует своё
55-летие — более оскорбительного «подарка» к юбилею, чем это странная
«азбука», трудно и вообразить.
/2015/
_____________________
«Литературная Россия», 2015,
15 декабря.
«VI Международный конгресс РКвМКК», 2016.
|