Порочные наши писатели
Вероятно, не все тамбовчане в курсе, что в их родном
городе живут писатели. Самые настоящие живые писатели. Сужу об этом,
как модно ныне выражаться, по двум парадигмам. Приходилось мне, к
примеру, интересоваться преподаванием литературы в наших школах.
Учителя-филологи любят проводить со своими подопечными всяческие
олимпиады, викторины, игры, ринги и прочие литзабавы. Так вот, изучают,
играючи, детишки в тамбовских школах творчество Пушкина, Лермонтова,
Тургенева и других классиков — и это замечательно. Из современных же
писателей кого только не тревожат — Михалкова, Бондарева, Распутина,
Троепольского… Короче, всех, кроме своих, тамбовских, прозаиков и
поэтов. Не заслужили, видно.
Вторая же эта самая парадигма ещё более убийственна.
Провёл я как-то небольшой опрос среди студентов и преподавателей тогда
ещё пединститута на предмет: знают ли они такого-то или такого-то
местного писателя? Называл я имена самых маститых прозаиков, авторов
многих книг. И — что же? Народ их, увы, не знает. Хотя, для полноты
картины стоит добавить, что большинство тех же самых студентов и их
наставников не читали, к примеру, Владимира Маканина или Виктора
Ерофеева…
А писатели у нас в Тамбове есть. Более того, у нас, как
и в столицах, имеются аж две писательских организаций — нормальная
и альтернативная. Так что поэтов и прозаиков на Тамбовщине никак не
меньше тридцати, а то и сорока. Они пишут, сочиняют и публикуют свои
творения в газетах, выпускают даже книжки в основном за счёт редких
доброхотов спонсоров. Не буду преувеличивать, не все, конечно, местные
Есенины и Платоновы достойны олимпиад и викторин. Скажу больше: в
литературе существует пять званий-рангов писателей — графоман,
профессиональный писатель, хороший, талантливый и, наконец, гениальный.
Так вот, насчёт гениев в Тамбове туго, с талантами, может быть,
напряжёнка, графоманов — пруд пруди, и их в расчёт принимать не стоит;
но вот профессиональных поэтов и прозаиков у нас хватает и хорошие
писатели, слава Богу, есть.
Это и в Москве так, и во всём мире. Литературу создают
профессиональные и хорошие писатели, таланты являются поштучно, раз в
десять лет, а уж гении и вовсе редко забредают в этот скучный, плоский
и однообразный мир. Жёстко и, может быть, по-забугорному цинично, но
очень образно сказал об этом профессор Лондонского университета,
специалист по русской классической литературе Дональд Рейфилд:
«Литературные неудачники нужны, как миллионы сперматозоидов, чтобы хоть
один удачник появился и оплодотворил литературу…»
Для «инженеров человеческих душ», для «властителей умов
и сердец», как именовали в разные эпохи писателей, наступили мрачные,
голодные времена. Особенно для местных. Сейчас выживают и неплохо
кормятся те «рыцари пера», которые, почуяв ветер перемен, забросили это
самое перо куда подальше, зачехлили пишмашинки, приобрели компьютер и
принялись с его помощью штамповать книги за считанные дни — по роману в
неделю. Конечно, нормальному человеку лучше шизофренией заболеть, чем
прочитать очередной «бестселлер» какого-нибудь Доценко, Незнанского
или, простите, Шитова, но это не мешает последним огребать за своё
«творчество» большую деньгу, рождая мифы о благополучии нынешних
писателей.
В Тамбове, слава Богу, таких преуспевающих дельцов от
литературы нет. Местные сочинители — люди докомпьютерные, творческие,
живут бедно. Разве кроме прозаика А. Акулинина, но он зарабатывает на
житьё-бытьё отнюдь не пером, а — издательской и книготорговой
деятельностью. Другие же, даже самые маститые, тамбовские литераторы
перебиваются с хлеба на квас, а иные из них ходят и с протянутой рукой
в поисках спонсора. Доходит до парадоксов: совершенно не пьющему
прозаику денег на очередную книжку отстёгивает от своих пьяных доходов
частное коммерческое кафе…
Просить, однако, способен не каждый. Я, к стыду своему,
однажды, потеряв надежду издать хотя бы одну свою книгу, сломался,
пошёл по банкам и биржам с рукописью: помогите, мол, земляку писателю
книжку издать. До сих пор от позора муторно на душе: эти разъевшиеся
сальные рожи новоявленных нуворишей, эти их дебильные масленые глаза с
недоумённым в них вопросом — а зачем, дескать, мне это надо? Доходов не
принесёт, да и не читаю я книжки совсем, писателей знать не знаю!
Пытался я что-то толковать толстосумам этим о благородном меценатстве,
о рекламе, о налоговых льготах — метал перед боровами бисер…
О властях я не говорю. Власти тамбовские, такое
впечатление, любят литераторов весьма избирательно: помогают издаваться
только альтернативным писателям, демонстрируя свою любовь лишь к
андеграунду, к убогому местному постмодернизму. А уж о постоянном
каком-то вспомошествии от властей предержащих остается только мечтать.
А между прочим, в соседнем с нами Орле каждый член Союза писателей ещё
в прошлом году получал из местного бюджета по 200 тысяч рублей
ежемесячно, а ныне и того больше. Впрочем, в Орле крепки литературные
корни и традиции, начальство там, видимо, читать книги любит, писателей
местных интеллигентно уважает. Счастливая сторона!
Кто-то, может, видит и знает только внешнюю сторону
нашей провинциальной литературной жизни. Да, тамбовские Евтушенки и
Прохановы живут не дружно — ссорятся, ругаются, обзывают друг друга
печатно графоманами, а в устных беседах и непечатно; да, иные из них
закладывают за воротник изрядно, поддерживая этим реноме творческой
личности и отвлекаясь от нищей действительности; да, многие писатели
местные позорно поддакивают-подпевают тем или иным политиканствующим
проходимцам, славословили власть прежнюю или подсюсюкивают власти
нынешней; да, книжки их невзрачны и залеживаются-киснут на прилавках…
Впрочем, последний пункт обвинительный надо переправить
по другому адресу. И самим нашим авторам тамбовским обидно видеть свои
книжки — и хорошие, читабельные книжки, — выпущенные местными
издательствами, залежавшимися на прилавках, хотя цена их уступает
порции мороженого или упаковке жвачки. Наша монопольная областная
типография с фанфарным до сих пор названием «Пролетарский светоч», но с
ископаемым оборудованием и грабительскими расценками просто-напросто не
в состоянии обеспечить товарный вид книги. А ведь законы времени,
законы рынка требуют этого в первую очередь. Недавно сто российских
издателей, по данным журнала «Принт энд публишинг», отвечали на вопрос:
чем привлечь читателей-покупателей сегодня? Издатели на первое место
поставили именно оформление, обложку книги, на второе — содержание, на
третье — цену, только на четвёртое — имя автора и на последнем месте
оказалось название. Так что мне, к примеру, совсем не стыдно за
суперобложку моей книги «Осада», которая вышла не так давно в
московском издательстве «Голос»: да, просто жуть — какой-то мясник в
фартуке на балконе городской квартиры свежует посинелый труп… Лично я
за содержание своей книги, за её, так сказать, уровень спокоен, да и
отклики большей части читателей, отзывы критиков это подтверждают. Но,
разумеется, не будь моя «Осада» так ярко-зазывно оформлена, никогда
стотысячный тираж никому не известного Наседкина не разошёлся бы.
И в конце, возвращаясь к вопросу о нищете литераторов.
Бедность, как известно, не порок. Но, как правильно поправил в своё
время Достоевский, нищета — порок. Сегодняшние писатели, получается, —
самые порочные люди. Так будет ли когда-нибудь нормальной, достойной
жизнь у русского литератора? Ведь писательский дар — вещь редкая.
Умение так отбирать слова, так расставлять их на бумаге, чтобы читатель
на другом краю земли и через много лет рыдал и смеялся вместе с автором
— это даётся от Бога и только избранным. И общество, в котором банкир,
чиновник, депутат или торгаш получает в несколько раз больше писателя,
никогда не станет цивилизованным, интеллектуальным, духовно развитым.
Это будет лишь общество банкиров, чиновников, депутатов, торгашей и —
ничего больше.
Падшее общество совершенно падшего рубля и падшей
общественной морали…
/1995/
_____________________
«Тамбовский курьер», 1995, №21.
|