Жанр конъюнктуры
Штатные советские «литературовьеды»
привыкли объяснять
рождение нового направления в русской литературе второй половины
прошлого века «назреванием первой русской революции». Демократическая
литература, литература шестидесятников, разночинная литература,
семинарская… Каких только терминов не изобретали, чтобы объединить
произведения Николая Успенского, Решетникова, Слепцова — «певцов
народного горя».
Но есть ещё один термин, который очень точно определяет
суть этого направления, — конъюнктурная литература. Слово «конъюнктура»
само по себе совсем не плохое и означает всего лишь положение вещей в
какой-либо области; конъюнктурщик же — человек, который эту сложившуюся
обстановку тонко понимает и умно использует. И почему словцо это
приобрело вдруг негативный смысл?..
Так вот, перед реформой 1861 года и после неё на первое
место в российской действительности выдвинулся вопрос о положении
крестьянина, «реконструкции» строя в стране. Это волновало всё
образованное общество, всю читающую Россию, и конъюнктурная проза
«шестидесятников» сосредоточилась на этой теме. И вот ведь что
интересно: ни один писатель-разночинец или народник не достиг
художественных высот Тургенева, Гончарова, Достоевского, Толстого,
Чехова… «Шестидесятники» вообще пренебрегли художественностью,
превратив прозу в очерковую, журналистскую литературу. И — опять же
странность — почти все эти литераторы опустились и спились, словно неся
наказание Божие за какие-то свои творческие и человеческие прегрешения…
Тамбовщина «делегировала» в это литературное направление
Александра Левитова, автора книг «Степные очерки», «Московские норы и
трущобы», «Горе сёл, дорог и деревень». При жизни он приобрёл довольно
громкую известность, его хвалили тогдашние критики за «очерковость»,
«калейдоскопичность» произведений, за достоверность изображаемых
событий. Но сейчас, когда имя Левитова и его творчество всё глубже
погружаются в топь забвения, уже ясно: не только бедность, алкоголизм и
недостаток образования, но в первую очередь тенденциозность помешала
развиться природному таланту Левитова. Под конец жизни (а умер он в
1877 году 42 лет от роду), спохватившись, Левитов попытался создать
крупное художественное произведение, роман «Сны и факты», но уже не
хватило у него ни творческих сил, ни времени.
Демократическая конъюнктурная литература бурно
развивалась и в XX веке превратилась окончательно в
литературу-пропаганду, литературу-агитацию. В школах нам вдалбливали,
что-де вершинными произведениями отечественной словесности являются
такие книги, как «Мать», «Железный поток», «Цемент» и разные прочие
«Гидроцентрали». Ещё совсем недавно совершенно серьёзно писалось, к
примеру, об «огромном вкладе» Тамбовского отделения Пролеткульта в
общероссийскую литературу и о том, что в Тамбове «творили видные
деятели этой организации» вроде Дальнего, Докукина, Якубовского,
Евгенова и т. п. И в голову никому не приходило, почему же эти «видные
деятели» и следа не оставили в памяти читателей.
Впрочем, осуждать самих этих «видных деятелей» трудно.
Это — беда многих тогдашних литераторов, имевших не слишком богатый
талант. Конъюнктура сгубила их, притом конъюнктура слепая, безудержная,
безгранично тенденциозная. Если Левитов со товарищи были
писателями-конъюнктурщиками для своего времени прогрессивными, то
пролеткультовцы, рапповцы и прочие литераторы-большевики, соцреалисты
соизмеряли правду жизни не с жизнью, а с революционной доктриной и
потому с идейным восторгом принялись белое называть чёрным и наоборот.
Демократы и народники мечтали о счастье народа, благе родной страны,
большевики же и их подпевалы — о практической реализации учения Маркса,
об эксперименте над страной, о собственной диктатуре. И расплодилось
племя литераторов, стремящихся польстить моменту, выдать желаемое за
действительное, угодить властям.
«Закономерность» — так, по названию одного из романов
Николая Вирты, можно обозначить и личную судьбу этого довольно крупного
и типично соцреалистического писателя. Вирта, наш земляк, прожил внешне
блестящую писательскую жизнь: четырежды лауреат Сталинской премии,
романы его и пьесы сразу печатались в журналах, ставились на сцене,
тиражировались отдельными изданиями. Но фактически судьба
Вирты-писателя ужасна — его толстенные тома уже в «брежние» времена
мало кого интересовали, безнадёжно устарев. Сейчас и вообще трудно
представить себе читателя, к примеру, «Одиночества» (лучшего, пожалуй,
романа в творческом наследии Вирты!), где, по оценкам тех лет, один из
главных героев — «матёрый кулак, враг новой народной власти», где
романист стремился «с наибольшей полнотой показать, как
подготавливались великие перемены, в корне преобразившие жизнь России»
(если вдуматься — в этих словах есть зловещая правда!), где «с
беспощадной правдивостью писатель показывает жалкую участь» сельского
священника и «ему подобных». Мало того, в романе этом показано, как
«партия большевиков последовательно и настойчиво завоёвывала доверие и
поддержку крестьянских масс» (опять-таки, какая зловещая двойственность
смысла в хвалебном лепете критиков!).
Вирта одним из первых стал летописцем кровавых
трагических событий, обозначенных историками как «антоновщина». Сейчас
в ходу другое обозначение — крестьянская война под предводительством А.
С. Антонова. Для Вирты однозначно и одномерно Антонов — кулацкий
главарь, его сподвижники (тамбовские крестьяне) — бандиты, убийцы,
враги русского народа…
Николай Вирта был сыном своего времени, а ведь писатель
должен быть хотя бы чуть над своим временем, видеть дальше, глубже
своих современников, понимать больше. Только тогда ты — Писатель. Это
особенно бесспорно, если вспомнить, что одновременно с Виртой, писавшим
каждый свой роман как бы уже с прицелом на Сталинскую премию, жили и
писали М. Булгаков, М. Пришвин, А. Платонов…
Событиям периода Антоновского мятежа посвящён и
роман-дилогия «Расплата», главное произведение другого тамбовского
прозаика, Александра Стрыгина, который принадлежит уже к поколению
писателей, родившихся при Советской власти. Правда, последние 20 лет он
живёт на Кубани, но связи с родной Тамбовщиной не прерывает. Известны
его книги «Красный камень», «Тёрны», «Бриньковские были», «Твердь
земная».
Совсем недавно, уже в разгар перестройки, в 1990 году в
Краснодаре вышло очередное, шестое издание «Расплаты». В аннотации
сказано, что роман дополнен новыми документами и это, мол, помогло
автору показать более правдиво истоки народной трагедии в те годы. И
тут же в предисловии утверждается, что А. Стрыгин по сравнению с Н.
Виртой «возвысился в историческом и художественном постижении корней и
мотивов антоновщины».
Увы, утверждения эти более чем спорны. Невозможно
произведение, созданное по канонам «социалистического реализма»,
несколькими вставками, малыми усилиями превратить в подлинно
реалистическое, правдивое повествование. Начиная с тенденциозного
названия и кончая явно самохвалебными и приукрашенными воспоминаниями
одного из самых безжалостных и ретивых исполнителей красного террора на
Тамбовщине Котовского, роман «Расплата» преследует одну и главную цель
всей соцреалистической конъюнктурной литературы — оправдание
большевистской власти, пропаганда коммунистической диктатуры. Дух этот
в романе остался и определяет его суть. Достаточно сказать, что
Александр Антонов аттестуется в «Расплате» как «главный виновник
кровопролитий», словно бы не большевики развязали кровавую бойню в
России, словно бы не «Советская» власть грабила тамбовских крестьян,
обрекая многих из них на голодную смерть.
Это было характерно для агитпроповской литературы —
ставить всё с ног на голову и человека, защищающего себя от убийц,
самого обзывать убийцей.
Вообще жанр конъюнктуры в тамбовской литературе
советского периода был, к сожалению, чрезвычайно популярным.
С первых своих строк и до сего дня остаётся
пламенно-революционным, комсомольско-большевистским, идейно выдержанным
поэтом Иван Кучин. Есть в его сборниках «Светлый путь», «Юность»,» «На
том стою», «Моя передовая» и лирические стихи, но не они делают погоду.
«Родина, партия, Ленин, ратные и трудовые подвиги советского народа,
борьба за мир — вот главные темы в творчестве поэта. Своими
произведениями он утверждает пафос советского образа жизни, торжество
ленинских идей мира и коммунизма, дружбы народов и социальной
справедливости на земле», — так сказано в рекламном буклетике к
60-летию И. Кучина, которое справлялось в 1984 году. Но можно не
сомневаться, что уже тогда его громкие поэмы вроде «Мы — ленинцы» или
«Продолжается первый субботник», типичные произведения советской
идеологической поэзии, мало трогали сердце читателя, уставшего от
лозунгов и в повседневной жизни.
Подобный жанр особенно безобразен тем, что он кажется
легкодоступным. Для молодого, начинающего писателя, мечтающего поскорее
войти в литературу, стать известным (а для этого надо издаваться!),
пример старших, получающих тиражи, гонорары и премии за угодные
начальству произведения, весьма заразителен. Многие и сгубили себя на
этом.
Жанр конъюнктуры имеет право на существование только в
виде конъюнктуры жанра. Это не игра словами. К примеру, если читатель
требует остросюжетной литературы, то писателю не в стыд серьёзное
содержание облечь в интригующую, увлекательную форму, чтобы сказать о
наболевшем как можно большему числу людей, как умел это делать Ф. М.
Достоевский.
Вот такую «конъюнктуру» можно только приветствовать.
/1993/
_____________________
«Литературная Россия», 1993,
16 апреля.
|