Границы смелости
По-моему, в названии сборника — «Молодая проза
Черноземья» (Воронеж, 1988) — уже точно обозначены, если так можно
выразиться, временные и пространственные рамки, которые как бы
подразумевают определённые критерии в оценках. Это всего лишь молодая
да к тому же региональная, местная, чернозёмная проза, так что давайте
быть снисходительнее. Не будем пока говорить о стиле, языке, композиции
и прочих специфических литературных сторонах произведений, поговорим о
реализме, жизненности отображённого материала, авторской смелости.
На первый взгляд, в этом отношении в большинстве
произведений «Молодой прозы Черноземья» всё в полном ажуре. Болячки
сегодняшней нашей действительности зафиксированы-названы. Пьянство (Г.
Александров, А. Косневич, В. Семёнов), запустение села и прорехи в
сельском хозяйстве (Г. Александров, Ф. Баев, В. Семёнов), сплошное
воровство, делячество, паразитство, отмирание у человека чувства
хозяина своей страны (В. Барабашов, А. Косневич, В. Семёнов), засилье
бюрократии, разъевшихся начальников и подловато угодливых рабов и
лакеев отечественного образца (Ф. Баев, В. Барабашов, В. Семёнов, Г.
Чаплыгина)…
Короче говоря, так называемым негативом, горечью нашей
обыденности щедро приправлены повествования молодых российских
прозаиков, но вот что странно — читать их вещи вовсе даже не горько. В
чём же дело? Почему не сжимается душа читателя от гнева? Почему его
сердце не убыстряет ритм биения, а продолжает равнодушно и ритмично
пульсировать?..
Да отчего же это читательскому сердцу вдруг волноваться,
если сердце самого автора спокойно? Ведь явно чувствуется и видится,
что писатель сам настроен вполне благодушно, он бодр, энергичен и с
неиссякаемым оптимизмом смотрит на действительность и в ближайшее
будущее.
Вот возьмём, к примеру, повесть Г. Александрова
«Сельские просветители», которая открывает сборник и задаёт ему тон.
Это именно его вроде бы печалит запустение глубинных наших сёл и
деревень. Начинается повествование, конечно же, с того, что в село
возвращается из города, после культпросветучилища, молодой
герой-богатырь. Он сразу, естественно, отмечает, что раньше было
намного лучше и интереснее в селе жить. Вот в Доме культуры — «Всегда
здесь даже воздух был пропитан песнями, интермедиями, а сегодня — сидят
отрешённые девушки, болтают о Васе, чулках, фаршированных яйцах…»
(Повторяю, на языке и стиле авторов я не фиксирую внимание — смотрите
сами.)
Само собой, героя нашего засылают в глухомань, в
исчезающее сельцо Кмецкое, дабы он там возродил жизнь и культуру к
приезду комиссии из Москвы. В несколько дней богатырь
худсамодеятельности, поплевав на ладони, справляется с порученным делом
(и петь, и плясать народ сельский сызнова начал и с огоньком работать),
а заодно форсированным методом влюбляется, объясняется и жениться —
красивая интеллигентная учительша совершенно случайно оказалась в этом
медвежьем углу, как раз ушла от куркуля мужа и, живя в одиночестве,
дожидалась в тоске и печали рыцаря-освободителя, нашего Володю Суворова
с дипломом культпросветучилища…
Только вот ведь не всё понятно. Как только повествование
достигает апогея, читатель начинает вроде бы мало-мальски верить в
этого идеализированного героя и думать: как же теперь он будет жить?
Ведь любимой в Кмецком на глазах законного, ревнивого и здоровенного
мужа никак нельзя оставаться, да Володя уже и умыкнул её к своей матери
в райцентр, а сам вроде не собирается бросать свою просветительскую
работу в Кмецком, где он людям жутко «необходим в постижении красоты»…
Как быть автору? Как реалистично развязать этот сюжетный гордиев узел?
А никак. Он просто обрывает повествование многозначительной фразой:
«Чем дальше идёшь по жизни, тем прекрасней она становится». Всё. Точка.
Такое же благодушие, такое же нежелание всерьёз
взглянуть на жизнь и её проблемы, такая же сверхположительность и
святость главного героя присущи также повести Ф. Баева «И придёт
весна». Опять вроде бы много зафиксировано: и сельское бездорожье, и
повальное пьянство, и барское равнодушие городских чиновников к бедам
деревни, из которой они вчера только сами вышли, однако всё это, если
воспользоваться присловьем главного героя, парторга хозяйства Степана
Мишкина, — «пустяк-дело». Для него, Мишкина, ещё одного книжного
богатыря, никаких проблем не существует. Уговорит молодую учительницу
из города к ним в Калиновку перебраться, устроит её житьё-бытьё, опять
же моментально влюбится (только, в отличие от предыдущей повести, здесь
герой разведён и ждёт не дождётся залётной принцессы) и — ничего, жить
можно. Вот придёт, дескать, «весна», и — жизнь наладится.
К сожалению, творческий идеализм, как бы я это назвал,
присущ и произведению нашего земляка Анатолия Косневича. Я говорю «к
сожалению» потому, что его повесть «Ненужное зачеркнуть» принадлежит к
числу наиболее интересных в сборнике. Я знаю творчество А. Косневича
более или менее полно и уверен, что это — одна из самых социальных и
острых вещей тамбовского автора. Писатель взялся показать нам жизнь
обитателей современного «дна», тех людей, которые в нашем обществе ещё
совсем недавно так сильно развитого социализма питаются чёрт знает чем,
живут чёрт-те где и чёрт-те как и выполняют наиболее неблагодарную,
тяжёлую и грязную работу. Речь идет о грузчиках, о бомжах, о дикой
бригаде мужиков, нанимающихся разгружать вагоны на станции.
Что и говорить, знаем мы эту категорию людей не
очень-то, при встрече, увидев такого «работягу» пьяненьким и грязным,
жалеем или брезгливо морщимся, забывая, что это тоже человек суть. А.
Косневич и показал нам их вблизи, крупным планом и даже изнутри —
живых, имеющих чувства и мечты, характеры и судьбы. Главная мысль
повести заключена в её названии — «Ненужное зачеркнуть». Это только в
бумажках, в анкетах и накладных, можно «ненужное зачеркнуть», но не в
жизни человека и не самого человека. А зачёркивать судьбы людей — вот в
чём подлость! — пытаются как раз те, кто сам же коверкает эти судьбы,
провоцирует, подталкивает несчастных к пропасти.
В данном конкретном случае это начальнички складского
местного масштаба, которым главный герой Бочаров бросает в лицо
обвинение:
«— Довод очень простой — спаиваете вы людей. План вам
любой ценой нужен. По нему всю вашу работу оценивают. И почёт вам за
это, и премию, и в дальнейшем, как хороших работников, в должностях
повысят. А что вы после себя искалеченные людские судьбы оставляете,
так это в глаза не бросается».
Но и в повести «Ненужное зачеркнуть» при всех её
достоинствах (главное — тональность в ней найдена и выдержана, нет того
назойливого бодрячества и наивности той, что присущи большинству
произведений сборника) главный герой, бывший прапорщик, покинувший
армию по семейным обстоятельствам, а ныне грузчик и затем экспедитор
склада Бочаров, всё же явно приукрашен автором. И честный он, и умный,
и добрый, и сильный, и ловкий, и порядочный, и… К тому же встречается
ему опять же идеальная принцесса в лице бухгалтера Маши, которая только
его и ждала, и теперь любовь у них вспыхнула с первого взгляда. Бывает
такое в жизни, бывает, но когда в нескольких повестях подряд одна и та
же сюжетная линия — надоедает, право…
Не стоит, думаю, подробно говорить о каждой повести,
тенденция ясна. Добавлю только, что сверхположителен и герой повести В.
Семёнова «Репортаж из Ольховки», журналист, он же и повествователь,
который сам каким-то чудом достигнув высот нравственности и святости,
обличает теперь всю мерзость окружающей действительности с высоты
своего пьедестала.
Намного серьёзнее исследует жизнь в своих «Короедах» В.
Барабашов (кстати, его повесть была опубликована в журнале «Молодая
гвардия» и отмечена редакционной премией), показывая наглядно и
убедительно нелепость нашего производства, при котором есть целый отряд
работничков-«короедов», паразитирующих и процветающих на все сто, но и
этот автор смягчает ситуацию, вводя в число персонажей некоего Виталия,
разоблачающего и обвиняющего в конце концов и своих
товарищей-«короедов», и такую халтурную систему производства…
Если бы сборник «Молодая проза Черноземья» вышел
где-нибудь в начале 1980-х, я, без сомнения, написал бы, скорей всего,
благожелательный отзыв: в целом и общем, повторяю, для молодой и
региональной прозы произведения, вошедшие в сборник, вполне на уровне.
Но неужели авторы не видят и не чувствуют, что чрезмерный ребячий
оптимизм в описании сегодняшней действительности и перспектив её
улучшения, идеализация главного героя (особенно невыносимая, когда
повествование ведётся от первого лица) делают их произведения, несмотря
на зафиксированную злободневность, малодостоверными, неубедительными,
морально устаревшими и зачастую, увы, скучными?
Стоило бы и задуматься, почему в великой русской
литературе так крайне редко встречаются положительные до святости
главные герои. Их меньше, наверное, чем в одном сборнике «Молодая проза
Черноземья». Вспоминается разве что князь Мышкин, да и тот терпит крах,
мир не переделывает и сходит окончательно с ума…
Одним словом, мне кажется, виновата во всём творческая
робость начинающих прозаиков Черноземья. 3абили им головы настойчивые
требования иных критиков, читателей и редакторов, требующих
положительного героя, и чтобы он, как сказочный Иван или Добрыня,
победил в конце романа или повести всю нечисть, мешающую нам жить
хорошо и счастливо. Дескать, мы-то, главные герои, хорошие — это вокруг
нас всё плохо. Но не беда, сейчас рукавчики засучим и всего делов-то!..
Смелости, трезвости, жёсткости взгляда ждём мы от
нынешних молодых писателей. Давайте посмотрим на самих себя
повнимательнее и побеспристрастнее: такие ли уж мы, главные рои,
повествователи, — безгрешные, идеальные и незапятнанные? Давайте
вспомним, что в своё время образы Подпольного человека, Печорина,
Обломова, других героев русской классической литературы привлекли
внимание читателей и помогли им лучше узнать действительность и
происходящие перемены в обществе не своей идеальностью, а своей
жизненностью, правдивостью, смелостью «автопортрета» и портрета.
Давайте оставим надуманных отлакированных героев в
литературе вчерашнего застойного дня. Сейчас время других героев.
Сейчас — другое время.
/1989/
_____________________
«Тамбовская правда»,
1989, 17 мая.
|