Странные аргументы, или Полемика по-старому
Когда все розги дедковской статьи («Литературная учёба»,
1980, № 3) отсвистали по бедному Александру Проханову и экзекуция
закончилась, подумалось: а, собственно, — за что?
Действительно, как сказал А. Курчаткин о А. Проханове:
«Немного, к сожалению, имеем мы в нынешней нашей литературе писателей
такого вот темперамента и азарта». Так за что же так безжалостно и не
совсем умело посёк этого темпераментного и азартного писателя суровый
критик? За то, что тот думает, ищет, предлагает? За то. Что тот болеет
всей душой за литературу и ищет пути её сближения с текущей жизнью?
Благо же, что не все удары достигли цели. А впрочем, может быть, это
даже и обиднее для А. Проханова: и за что бьёшь — не знаешь, да ещё и
бить не умеешь.
Когда читаешь две странички прохановского «манифеста» и
потом ответ Дедкова на восьми страницах, невольно вспоминается
восклицание Достоевского в полемике с Антоновичем: «Сорок восемь
страниц на три страницы! И неужели вы не сообразили, что это не только
бестактно, но и бездарно; что можно отвечать и двумя страницами, но
так,
что и на двух страницах (если вы правы) можно совершенно разрушить
своего противника…»
Хотя «оторопь и страх постепенно» у Дедкова прошли, но
они уже помешали ему вчитаться в строки Проханова. Бедный Проханов! Ну
не мог он разве сразу после своего утверждения «У художника нет в руках
ни сварочного агрегата, ни крупнокалиберного пулемёта, а только перо и
бумага…», — сразу же пояснить, что эти атрибуты современной техники
выступают у него как символы: агрегат — созидания, пулемёт —
разрушения… Но разве думал Проханов, что Дедкова охватит такой
безудержный страх?
«Сверхдальний бомбовоз не сам по себе, не по прихоти
своей электронной или какой там натуры разбегается по взлётной полосе и
ложится на боевой курс», — утверждает Дедков. Кто спорит? Но почему,
когда и кем запрещено из-за этого «очеловечивать», «одухотворять» в
художественном произведении машину, тот же самолёт? Видимо, Дедкову не
приходилось слышать замечательную, с большим нравственным потенциалом
песню «Я — “Як”-истребитель» Владимира Высоцкого, в которой тот (это же
надо!) очеловечил и одушевил военный «Як».
И вообще, Дедков как-то странно понимает Проханова.
Стоит последнему произнести «а», как Дедков строго вопрошает: «Зачем вы
утверждаете “б”?» Например, Проханов говорит, что современная техника
достигла колоссального развития, и особенно это ярко проявляется в
военной отрасли с её циклопическими, невиданными доселе разрушительными
возможностями, которые способен привести в действие слабый человек, и
это факт. А Дедков удивляется: зачем-де писатель поэтизирует (?!)
«ангела-бомбометателя»?
Проханов просто кричит, что нужны какие-то новые
средства языка, новые метафоры, чтобы объяснить, показать наглядно
военную мощь, дабы человечество содрогнулось и задумалось… А Дедков,
словно не слыша, иронизирует: «Должно быть, ему (Проханову. — Н. Н.)
открыто, зачем, во имя чего будут рождены эти новые метафоры?..»
Проханов, ярко показав человека в центре разрушительной
техники («бомбометатель»), ещё более образно и выпукло показал его в
центре созидательной — в операционной. Помня, что он пишет не
художественный рассказ, а всего лишь статью, Проханов в соответствие с
этим описал операцию, возможности современной медицины образно, точно,
по-деловому.
— Ах, вы без души написали! — восклицает вдруг Дедков. —
Почему вы не вздрогнули, когда описывали операцию? Почему не
зажмурились хотя бы на миг? Ведь человека режут, он хоть и под
наркозом, а вдруг ему больно?..
Опять невольно вспоминается Достоевский (да простит нас
Дедков, что мы к нашему неизвестному имени авторитет классика для
убедительности призываем!), как он зло и справедливо пародировал
Тургенева, который, описывая казнь Тропмана, жеманно признался, что в
последний момент не выдержал и отвернулся. Тем более, зачем Проханову
при виде не убиваемого, а спасаемого человека «зажмуриваться».
И наконец основной аргумент Дедкова против Проханова —
роман прозаика «Место действия». Проханов искренне считает, что сейчас
у нас мир «техносферы», что об этой «техносфере» и о человеке в этой
«техносфере» нужно как-то по-новому писать, находить, как уже
упоминалось, новые метафоры, объяснять этого нового человека. И
находит. И пишет. И пытается объяснить. Можно даже сказать (ради
Дедкова!), что — как умеет, так и пишет (правда, и сам Дедков признаёт,
что в иных местах — «блестяще»), главное — искренне пишет, показывает
нам нового человека Пушкарёва во всём его размахе упоения властью над
природой. Проханов так в соответствии со своей концепцией видит
Пушкарёва и так его нам подаёт.
А Дедков всё время пытается как-то намекнуть: вот,
дескать, Проханов в статье так, а в романе этак… Но ведь писатель в
статье предлагает и в романе пробует свои предложения реализовать. Но
он же не утверждает, что уже реализовал. Так зачем же сечь его за это?
Зачем всё это недоброжелательство? Зачем все эти странные аргументы? К
чему полемические приёмы вчерашнего дня?..
Действительно — зачем?!
/1980/
_____________________
Семинар критики ф-та
журналистики МГУ. |