Практика без теории
Почти
в каждом третьем письме, которые приходят в редакцию, — стихи.
Стремление к творчеству у наших читателей не может не радовать. Часть
стихотворной почты находит место на страницах «Таманца». К сожалению,
эта часть далеко не большая. Сегодня и хочется поговорить о
произведениях, которые остались и остаются в редакционном портфеле. Мы
не будем называть ни имён, ни возраста авторов, потому что речь пойдёт
об общих для многих недостатках.
Сразу
бросается в глаза то, что подавляющее большинство людей, пытающихся
писать стихи, или имеют весьма туманное представление о теории
стихосложения, или не имеют его совсем. Многие, видимо, не знают, что
такое строфа, ритм, размер, рифма, форма и т. д. А ведь даже водитель,
прежде чем сесть за руль, должен досконально разобраться в устройстве
автомобиля. Писать стихи — намного сложнее!
Вот
типичное произведение из редакционной почты. Приводим его полностью
(оно, в отличие от многих других, — небольшое), лишь поправив кое-где
пунктуацию:
Берегите,
люди, хлеб.
Не
бросайте, цените его.
Он
— наш ужин и обед,
Нам
не прожить и дня без него.
Есть
хлеб ржаной, пшеничный —
Не
зови «белым», «чёрным» его…
Он
горячий, душистый,
В
нём частица труда твоего.
Смысл
понять можно: берегите хлеб. Только не совсем ясно, почему в первых
двух строках обращение во втором лице множественного числа, в следующих
строках уже первое лицо множественного числа, а в шестой и в
заключительной строчках появилось откуда-то второе лицо единственного
числа. Неясно также, почему автор решил, что утром мы хлеб совсем не
едим, а в обед и ужин, наоборот, питаемся только хлебом. Все эти
издержки не появились бы, если бы автор выразил свою мысль прозой.
Теперь
о форме. Здесь нет и двух строчек, связанных единым ритмом. В
первой строке три ударных слога, во второй два, в третьей два, в
четвертой уже четыре и т. д.
Что
же касается рифмы, то слова «хлеб — обед», «пшеничный —душистый»
никогда не рифмовались, а «его — него» и «его — твоего» играют роль
простых повторов. В результате получилась проза, написанная столбиком.
Как
уже говорилось, это типичный пример из нашей почты, причём стихи не
лучше многих других. Они такие же слабые и опубликовать их нет никакой
возможности. Так же как и стихотворение другого автора, из которого
приведём только одну строфу. В нём говорится, что мир прекрасен:
И в каждом
(?) есть свои загадки (?),
И
не понять ту (?) красоту,
Покуда
будет мир с опаской (?)
Встречать
цветущую весну…
Вопросительные
знаки мы поставили только в тех местах, где смысл совсем понять нельзя.
И опять же — отсутствие хотя бы простой рифмы.
Болезнь
большинства начинающих поэтов ясна: их подводит мысль, что сотворить
стихи очень легко, стоит только взять лист бумаги и авторучку. Хотелось
бы искренне посоветовать им поинтересоваться в библиотеках и книжных
магазинах полкой «Литературоведение». Есть много прекрасных книг по
теории стиха и даже учебников стихосложения, написанных простым,
понятным языком.
И
закончим мы обзор маленьким замечанием. Судя по рукописям, некоторые
авторы чрезвычайно мало трудились над ними: есть такие, что даже не
переписали свои творения набело. Лев Николаевич Толстой, как известно,
свой величайший по значению да и объёму роман «Война и мир» переписывал
от руки восемь (!) раз. Поверьте, чем упорнее вы будете работать над
своим произведением, чем большее число раз перепишете его, исправляя и
шлифуя, тем больше шансов, что оно у вас получится.
Мы
ждём от вас новых, обязательно хороших стихов. Лучшие, как всегда,
будут опубликованы.
/1980/
_____________________
«Таманец»,
1980, 14 июня. |