Николай Наседкин


ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

СТАТЬИ


Обложка

Практика без теории

Почти в каждом третьем письме, которые приходят в редакцию, — стихи. Стремление к творчеству у наших читателей не может не радовать. Часть стихотворной почты находит место на страницах «Таманца». К сожалению, эта часть далеко не большая. Сегодня и хочется поговорить о произведениях, которые остались и остаются в редакционном портфеле. Мы не будем называть ни имён, ни возраста авторов, потому что речь пойдёт об общих для многих недостатках.

Сразу бросается в глаза то, что подавляющее большинство людей, пытающихся писать стихи, или имеют весьма туманное представление о теории стихосложения, или не имеют его совсем. Многие, видимо, не знают, что такое строфа, ритм, размер, рифма, форма и т. д. А ведь даже водитель, прежде чем сесть за руль, должен досконально разобраться в устройстве автомобиля. Писать стихи — намного сложнее!

Вот типичное произведение из редакционной почты. Приводим его полностью (оно, в отличие от многих других, — небольшое), лишь поправив кое-где пунктуацию:

Берегите, люди, хлеб.
Не бросайте, цените его.
Он — наш ужин и обед,
Нам не прожить и дня без него.
Есть хлеб ржаной, пшеничный —
Не зови «белым», «чёрным» его…
Он горячий, душистый,
В нём частица труда твоего.

Смысл понять можно: берегите хлеб. Только не совсем ясно, почему в первых двух строках обращение во втором лице множественного числа, в следующих строках уже первое лицо множественного числа, а в шестой и в заключительной строчках появилось откуда-то второе лицо единственного числа. Неясно также, почему автор решил, что утром мы хлеб совсем не едим, а в обед и ужин, наоборот, питаемся только хлебом. Все эти издержки не появились бы, если бы автор выразил свою мысль прозой.

Теперь о форме. Здесь нет и двух строчек, связанных единым ритмом. В первой строке три ударных слога, во второй два, в третьей два, в четвертой уже четыре и т. д.

Что же касается рифмы, то слова «хлеб — обед», «пшеничный —душистый» никогда не рифмовались, а «его — него» и «его — твоего» играют роль простых повторов. В результате получилась проза, написанная столбиком.

Как уже говорилось, это типичный пример из нашей почты, причём стихи не лучше многих других. Они такие же слабые и опубликовать их нет никакой возможности. Так же как и стихотворение другого автора, из которого приведём только одну строфу. В нём говорится, что мир прекрасен:


И в каждом (?) есть свои загадки (?),
И не понять ту (?) красоту,
Покуда будет мир с опаской (?)
Встречать цветущую весну…

Вопросительные знаки мы поставили только в тех местах, где смысл совсем понять нельзя. И опять же — отсутствие хотя бы простой рифмы.

Болезнь большинства начинающих поэтов ясна: их подводит мысль, что сотворить стихи очень легко, стоит только взять лист бумаги и авторучку. Хотелось бы искренне посоветовать им поинтересоваться в библиотеках и книжных магазинах полкой «Литературоведение». Есть много прекрасных книг по теории стиха и даже учебников стихосложения, написанных простым, понятным языком.

И закончим мы обзор маленьким замечанием. Судя по рукописям, некоторые авторы чрезвычайно мало трудились над ними: есть такие, что даже не переписали свои творения набело. Лев Николаевич Толстой, как известно, свой величайший по значению да и объёму роман «Война и мир» переписывал от руки восемь (!) раз. Поверьте, чем упорнее вы будете работать над своим произведением, чем большее число раз перепишете его, исправляя и шлифуя, тем больше шансов, что оно у вас получится.

Мы ждём от вас новых, обязательно хороших стихов. Лучшие, как всегда, будут опубликованы.



/1980/
_____________________
«Таманец», 1980, 14 июня.










© Наседкин Николай Николаевич, 2001


^ Наверх


Написать автору Facebook  ВКонтакте  Twitter  Одноклассники



Рейтинг@Mail.ru