Самоубийство Достоевского
Тема суицида в жизни и творчестве писателя
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ
Эту книгу можно приобрести
в электронном формате (FB2 или EPUB)
по
символической цене, обратившись к автору
на
эл. почту niknas2000@mail.ru
(просто нажав кнопку "Написать автору" внизу
страницы).
|
От автора
Итак
–– Достоевский…
Казалось бы ––
сколько ж можно!
В 2001 году мир
отмечает 180-летие со дня его рождения и 120-летие со
дня смерти. За полтора века творчество его, на первый взгляд, изучено
вдоль и поперёк –– добавить просто нечего. Действительно, раздел
«Достоевсковедение» в мировой литературе содержит тысячи и тысячи
названий –– их количество не поддаётся учёту.
Но творчество
Достоевского, как и любого гения, неисчерпаемо.
Неисчерпаемо, как, допустим, тема любви в поэзии или как жанр романа в
прозе. Да и у каждого из нас, читателей и исследователей, –– свой
Достоевский. За тридцать лет боления Достоевским автор, как ему
кажется, обнаружил в литературе о нём и его наследии значительные
лакуны. По крайней мере, тема «Суицид в жизни и творчестве писателя»
ранее в такой полноте не освещалась.
Портрет, личность,
биографию писателя необходимо искать, в первую
очередь, в его творчестве. Этот принцип и лёг в основу данной книги.
Отсюда и обилие цитат из произведений, публицистики и писем самого
Достоевского, сравнительно малое количество ссылок на другие источники
и почти полное отсутствие полемики. Добавим, что можно делать открытия
в литературоведении, копаясь в архивах и публикуя не известные ранее
тексты, а можно сказать своё, в чём-то новое, слово и –– работая с
каноническими текстами. Искусство здесь состоит не только в умении
правильно читать-вчитываться в давно знакомые произведения изучаемого
автора, но и в точном выборе цитат, их соединении, сопоставлении,
столкновении, чередовании, сравнении, толковании, расшифровке… И –– в
точном выборе интонации. Да, бывают в исследовательской работе и
открытия на уровне интонации! Главное же, может быть, открытие,
сделанное автором, состоит в том, что о творчестве Достоевского можно
говорить-писать нормальным языком, без излишней тягомотной
наукообразности –– доступно для самого широкого круга читателей.
Данная работа
охватывает всю жизнь-судьбу Достоевского от первого до
последнего дня и всё его творчество–– от первой до последней строки. И
очень важно, что ключом в исследовании служил простой принцип, о
котором следует помнить и читателю, а именно: следует воспринимать
героев Достоевского как живых людей, ибо безусловные гении создают не
просто литературные персонажи и типы, а именно –– живых, полнокровных
героев.
И ещё о
гениальности. Прав незабвенный Козьма Прутков –– нельзя объять
необъятное. Как невозможно, к примеру, создать одну-единственную и
всеобъемлющую карту целой страны, так невозможно и творца уровня
Достоевского, Пушкина или Толстого «втиснуть» в одну
исследовательско-биографическую книгу. Именно по этой причине потерпели
неудачу Л. П. Гроссман и Ю. И. Селезнёв –– авторы фундаментальных по
объёму и замыслу биографий Достоевского в «молодогвардейской» серии
ЖЗЛ. Именно этого избежал И. Л. Волгин, создав самую адекватную на
сегодняшний день книгу-исследование об авторе «Братьев Карамазовых» ––
«Последний год Достоевского».
Поэтому автор
поставил перед собою скромную задачу: добавить в
создаваемый усилиями сотен литературоведов «Атлас Достоевского» (уж
продолжим аналогию-метафору!) одну тематическую «карту». И выбор темы
не был случайным –– отнюдь. Именно самоубийство, эта одна из самых
капитальных (любимое словечко писателя) тем в жизни человечества,
проходит красной нитью (канатом!) через всё творчество Достоевского.
Как раз через раскрытие этой магистральной темы в творчестве
раскрывается очень характерно и личность самого писателя, получает
дополнительное освещение его судьба-биография.
Автор заранее
благодарен всем, кто прочтёт эту книгу, и будет рад, если
она поможет глубже понять творчество, жизнь и личность самого, может
быть, гениального писателя из когда-либо живших на Земле.
Итак –– в путь!
|