Рецензия
Фельетон-пародия
Редактор
респектабельной местной газеты взялся читать очередной материал своего
молодого
сотрудника Ануфрия Вязанкина — рецензию:
«Виват!
Ура! Свершилось! Никогда ещё книги, подобные сборнику стихов Скучномира
Серого
«Символ абракадабрности», у нас не выходили. Наши издатели всегда слепо
шли на
поводу у примитивных наших читателей. Москва, страшно сказать, смотрела
на наш
город как на амбивалентно глухую литпровинцию. И вот теперь книга
Скучномира
Серого обратит наконец на болото наше изумлённое внимание всей Европы,
Америки,
а может быть, даже и — Израиля! Ура-а-а!
Почтенным
старичкам из Шведской академии не придётся теперь ломать седые головы —
кому
отдать ближайшую Нобелевскую премию. Фонд Сороса просто обязан свой
самый
большой грант выделить нашему Скучномиру Серому. А Букер поступит
просто-напросто глупо, если и в этом году свою вкуснопахнущую премию
присудит
пусть и авангардному, но романисту в этой стране (я имею в виду нашу
убогую
Русь), а не, как должно, нашему гениальному земляку-поэту.
Скажу
сразу и честно: стихи Серого — не для рядового читателя. Даже я с
трудом вник в
их смысл, вернее, с радостью убедился, что в смысл вникнуть невозможно.
Это и
грандиозно! Это и футуристично! Кто ищет в поэзии смысл, пусть читает
всяких
там рубцовых, есениных, пушкиных наконец, но пусть не лезет со своими
потными
подмышками в наши элитарные круги.
Итак,
вчитаемся в Серую абракадабру, или, иначе говоря, в абракадабру Серого.
Она
может показаться на первый взгляд даже и заумью. Но каковы у Серого
реминисценции, а! Каковы ассоциации и пертурбации! Вот, к примеру, в
стихотворении «Атлантида-сити» встречается буква-звук «у». Что это?
Догадываетесь?
Ну, конечно же, это чётко выраженный литературный ареол из Велимира
Хлебникова.
А вот в стихопоэзе «Пена мусора» совершенно отсутствуют знаки
препинания...
Во-первых, это же явное и гениальное подражание Алексею Кручёных, а
во-вторых,
— какая экономия выразительных, типографских и денежных средств!
Отметим,
что наш Серый не чужд посостязаться и с пресловутым Пушкиным. Так, у
него (у
Серого) на стр. 137 встречается словечко «мгновенье», и в памяти
подготовленного,
как я, читателя, конечно же, сразу отзвуком задиссонансирует — «Я помню
чудное
мгновенье...» Удивительное мастерство! (Я имею в виду Скучномира
Серого.)
Особенно
потрясли меня поэма про ежа, который изнасиловал ужа (или наоборот —
там
разобраться-понять трудно), и то запредельно-гениальное место в
сборнике, где
описывается, как слова говорят словам о словах при словах словами, не
употребляя при этом слов... Пот-ря-са-ю-ще!!!
Конечно,
нашлись сразу злопыхатели-завистники, закричали, будто Серый
просто-напросто
выёживается и словоблудит. Что с этих критиканов возьмёшь — серые! Они
не в
состоянии понять элитарную поэзию Серого. Как не может какой-нибудь
работяга
или пейзанин раскушать прелесть и элитарность сыра рокфор. Да, не
каждому дано
понять вкус этой возвышенной плесени!
И
последнее: пускай пока мало в нашем диком чернозёмном захолустье таких,
как я,
испытывающих контрапунктную ауру при чтении творений Скучномира Серого.
Но мы
должны активно презирать и бороться с моноструктурной местной
литературой и
андеграундно поднимать квинтэссенцию стилевого содержания поэзии, чтобы
лексическое наполнение фабульной основы не доминировало над формой.
Поэтому я
и кричу, обращаясь к родимым нашим власть имущим благодетелям, которые
уже
выделили толику средств на издание этой «Абракадабры»: даёшь ещё денег
на
переиздание шедевра Скучномира Серого массовым тиражом! Книгу «Символ
абракадабрности» — в каждый дом, в каждую детскую и, пардон, колхозную
библиотеку! Ура!»
Редактор
покрутил заболевшей головой, сморщился и чертыхнулся:
— Чёрт, ничегошеньки не понял! Но ставить надо
— элитарность, рокфор, Москва, Израиль...
Он тяжко
вздохнул и подписал рецензию в набор.
/1995/
_____________________
«Тамбовская жизнь»,
1995, 26 июля. |