Вслед за писателем по литлабиринту
О новой книге Николая Наседкина «Литлабиринты»
Хорошо, когда у человека в юности есть мечта, и является
она не отражением сиюминутных потребностей, например, побывать за
границей или приобрести автомобиль. А настоящая мечта — на всю жизнь.
Знаю такого счастливого человека, это, пожалуй, самый
известный и успешный тамбовский писатель последних десятилетий Николай
Наседкин. Наше с ним знакомство произошло давным-давно, в редакции
областной молодежной газеты «Комсомольское знамя». В то время как раз
формировался коллектив «молодёжки». Покидали ее сотрудники,
перешагнувшие комсомольский возраст, им на смену недавно заступивший на
пост редактора Александр Фурсов собирал по городским и районным газетам
области начинающих журналистов. Николай Наседкин оказался единственным,
кто влился в коллектив, как говорится, со стороны, после учебы в
столичном МГУ. С первых же дней стало ясно, что новичок достаточно
опытный журналист, обладающий собственным стилем, мировоззрением, а в
вопросах культуры, литературы, тетра он и вовсе дока. В молодежной
газете стали появляться прежде напрочь отсутствовавшие глубокие
рецензии на спектакли, книжные новинки. Довольно далекий от этой сферы
журналистики я как-то выразил Николаю свое одобрение, в ответ же
услышал твёрдое: «Журналистика меня мало интересует, буду писателем!
Это моя мечта с детства».
Десятилетия прошли с той поры. И как не порадоваться за
Николая Наседкина, писателем он стал. Впрочем, это не только мое
мнение, а многих тамбовчан, которым за минувшее время попала в руки
хотя бы одна из его книг. Кстати сказать, все его произведения с
дарственными надписями есть в моей личной библиотеке. И вот появилась
еще одна любопытная книга «Литлабиринты», вышедшая недавно к 65-летию
маститого автора.
Думается, издание особенно заинтересует тех, кто, как
когда-то сам Николай, решил посвятить себя литературному творчеству.
Да, впрочем, и многим другим, которым любопытно, как все же становятся
писателями, властителями дум, пытающимися отразить своим творчеством,
художественным словом мысли и чаяния современников. Написал
высокопарно, ну, а как иначе? Именно это рядовой, но все же думающий
читатель ожидает, беря в руки, пусть даже и в мягком переплете, так
называемый женский роман. Нет-нет, даже в таком случае промелькнет
среди словесной жвачки оригинальная мысль.
Как и всегда, новая повесть Николая Наседкина написана
легким языком, перелистываешь страницу за страницей, увлекаясь
повествованием. Мемуарность, приведенные факты, сюжеты, фамилии
добавляют интереса читателю, многое вспоминаешь и зачастую соглашаешься
с авторскими оценками — так и было, всё точно.
Невольно подметил, что, несмотря на многолетний
писательский труд, и журналистская работа оставила свой след в стиле
изложения Наседкина. Чего стоит стремление зацепить читателя первой же
фразой, чтобы он заинтересовался, удивился или рассмеялся и уже не смог
бы оторваться от книги до самой последней страницы. Приём
журналистский, но он оправдан, исправно играет свою роль. Начинается
повесть неожиданно: «Ну, вот и сбылась мечта идиота. Я опубликовался в
толстом престижном журнале». А так начинается следующая глава: «Эти
издательские стены всегда — и в доисторические советские времена, и в
новейшие дико капиталистические — нежным писательским лбом прошибать
было трудно». А разве не интересны строки: «Ну вот почему одно
произведение рождается в виде повести или романа, другое — в виде
пьесы». Действительно, почему так выходит? Те, кто возьмёт в руки
повесть Николая Наседкина «Литлабиринты», многое узнает о писательской
«кухне», взаимодействии автора и издательства, редакционных коллегий,
властных структур, коллег. Обо всем Н. Наседкин пишет откровенно, без
тенденциозности, не стремясь сгладить и приукрасить, порой с
самоиронией.
Но проглядывает и вполне заслуженная гордость за пусть и
не гладкий, не выстеленный сплошь лавровыми листьями творческий путь,
зато вполне удачный и плодовитый. Стоит напомнить, что Н. Наседкин —
автор книг «Осада», «Криминал-шоу», «Алкаш», «Меня любит Джулия
Робертс», «Люпофь», «Достоевский: энциклопедия» и других, вышедших в
московских издательствах «Голос», «АСТ», «Эксмо», «Алгоритм», «Сова», а
также в местных издательствах и за рубежом.
Пожалуй, каждое из этих произведений в свое время
всколыхнуло местную общественность, прежде всего ту ее часть, что можно
причислить к интеллигенции, хотя в современных условиях это понятие
несколько видоизменилось и подразмылось. Как и следовало ожидать, часть
ее встречала каждое новое произведение на «ура», другая начинала
бурчать, что, мол, тема не та, герой какой-то неожиданный, не Павел
Корчагин и не тургеневская барышня, например. Действительно, у Николая
Наседкина свои герои — те, которые ему встречались в жизни, кого он
знает досконально, чей образ мыслей у него, как на ладони. И совсем не
обязательно, что они ему одинаково симпатичны, но что есть, то есть.
Почитайте его произведения, и вы, надеюсь, со мной согласитесь.
До Наседкина главным героем тамбовских писателей был
деревенский житель с присущей ему крестьянской хитринкой, зачастую
этакий деревенский простачок с какими-то неординарными загибами. У него
же на авансцену выходит горожанин из провинции — это уже совсем другой
типаж, пытающийся поудачнее устроиться в действительности, пробивающий
себе дорогу в жизни, не скованный железобетонными принципами и нормами,
но по-своему симпатичный и хорошо узнаваемый.
Впрочем, в центре автобиографической повести
«Литлабиринты» творческая судьба самого писателя. Как оказывается,
непросто ему было занять свое место в числе признанных и читателями, и
обществом, и специфической литературной средой. Очевидно, не раз он
пожалел, что на заре своей творческой карьеры приехал из столицы в
провинцию. Московский снобизм испокон процветает, и никак его не
избежать. Оказывается, талант от природы важен, а его реализация на
практике ничуть не менее значима. Добавлю от себя — особенно в таком
субъективном деле, как писательское творчество. Способных, талантливых
немало, а издательств и популярных, уважаемых литературных журналов
куда меньше. Попробуй, пробейся!
Сейчас, правда, стало в некотором смысле проще, можно
любой опус издать за свой счет. Попадают в руки отлично выглядящие на
мелованной бумаге, с цветными фотографиями фолианты, что украсят
переплётом любую библиотеку. Но читать их невозможно, графоманские
строчки вызывают смех и негодование. Н. Наседкин признается, что и сам
в сложные годы задумывался пойти по этому пути — броситься в ноги неким
спонсорам, отправиться по властным кабинетам. Ан, гордость не
позволила. Ну, возможно, и правильно, каждому — своё, зато не стыдно.
С любопытством в одной из главок повести прочитал о
внутренней «кухне» местной писательской среды. В общем-то, ожидаемое и
унылое зрелище. Иначе, впрочем, быть не может. Ушла в прошлое советская
эпоха, в рамках которой наплодили по указаниям сверху по отраслям
множество творческих союзов, чтобы никто не остался вне поля зрения
государства. Правда, при этом не забывали о финансовой подпитке этих
сообществ, да и творческую планку не позволяли опускать до уровня
плинтуса. Сейчас же от иных творческих союзов остался только пшик, да и
мало что стоящий членский билет на руках его членов. Убедился в этом и
сам писатель, два срока возглавлявший местную региональную писательскую
организацию, сполна познавший бессмысленную и беспощадную
провинциальную склоку метящих в писатели графоманов. Что ж, и этот
опыт, возможно, станет темой для очередной повести, как было у
Наседкина не раз.
Нелегок труд профессионального писателя, сложно
заработать на жизнь. Но надо выбирать: получать блага духовные,
воспарять разумом над листом бумаги, у монитора компьютера или
выстраивать линию жизни иначе, складывая рублик к рублику в иных сферах
деятельности. Наседкин откровенно признается, что пришлось
довольствоваться «совсем не яркой зарплатой». Но повествует он об этом,
пусть и с легким сожалением, но без горестных размышлений. Не это суть
важнее всего. Мечтал человек стать писателем и стал им — вот самое
главное. «Важнее любому пишущему при жизни, подводя предварительные
итоги, трезво и объективно оценивать и себя, и свое творчество… Я-то
давно знаю, что я настоящий писатель, не в смысле значительный,
великий, знаменитый, а в самом простом и прямом смысле —
профессиональный, а не графоман». И все, кому попадет в руки любое
произведение Николая Наседкина, с этой мыслью писателя согласится.
Владислав Сантылов.
________________________
«Тамбовская жизнь», 2018, 13 ноября.
|