Тамбовское региональное отделение

Общероссийской общественной организации

«Союз писателей России»

 

Тамбовский альманах № 5 (июнь 2008)

Содержание

 

Главная

 

Новости

 

История

 

Персоналии

 

«Тамбовский альманах»

 

Ссылки

 

Гостевая

 

Написать письмо

 

Взгляд

 

Елена БОРОДА

 

 

О ПОЭЗИИ БЕЗ ПАФОСА

 

 

Чем далее от заданного историей хронологического рубежа, тем определённее лицо эпохи. Может, подобное утверждение опрометчиво, но, кажется, после хаоса и всех пост-, и пост-пост- и пост-пост-постмодернизмов что-то всё-таки начинает проступать, подобно объёмной картинке.

Если вкратце и упрощённо, то у нас в России привнесённый по обыкновению с Запада постмодернизм совпал с затянувшимся периодом раскрепощения после эпохи соцреализма. Восторг открытия, новые горизонты, возможность творить в других измерениях — с одной стороны; и тотальная усталость, всеобщий духовный кризис — с другой. В результате, когда весь мир стонал: «Можно всё. Но зачем?», Россия восклицала: «Зачем это всё? Но ведь можно!» Совершенно подростковый экстаз со всеми отсюда вытекающими: повышенным эгоцентризмом, вседозволенностью, эпатажем. Отсюда хаос. Отсюда инфантилизм отечественной поэзии.

Одним из фактических событий, отражающих современный литературный процесс, стал очередной, 7‑й по счёту, Форум молодых писателей России в Липках (Подмосковье).

Как обычно, Липки-2007 стали местом концентрации идей, которые эфемерно существуют где-то в пространстве разрозненной и разнородной поэтической среды. Подобной идеей, горячо обсуждавшейся на мастер-классах и вне их, была мысль Иосифа Бродского о диктате Слова. Развивать эту тему не имеет смысла, о ней нужно отдельно, да и не о том, собственно, речь. Но…

Хорошо уже то, что в поэзии наблюдается уверенное движение в сторону нового измерения, причём не абстрактно-умозрительного, а смыслового. Движение в качестве основы или альтернативы — это мы ещё узнаём. Вообще-то подобная новизна, строго говоря, относительна, поскольку к смыслу возвращаются всегда. Принципиально нового в этом ничего нет, однако каждое такое возвращение неповторимо, ибо литературу диктует эпоха, а её повторить невозможно.

В начале прошлого века Н. А. Бердяев высказывал мысль о том, что искусство лишено цели и ценности, если в основе его нет человека. При этом человека, вероятно, можно понимать как микрокосм, способный вместить в себя реальность. Обобщённо говоря, Бердяев утверждал смыслоцентризм. Однако история показывает, что уход в сторону беспредметности и чистого искусства необходим, чтобы дойти до лона искусства ещё, так сказать, до зачатия, то есть до соприкосновения с жизнью. Это нужно, чтобы до конца понять саму природу творчества, в высшей степени бескорыстную и лишённую смысла в утилитарном понимании.

Относительно же диктата Слова… В похожем направлении ещё до Бродского рассуждал П. А. Флоренский, правда, более деликатно называя его (Слово) необходимым наложенным и влияющим на нас условием.  В мастер-классе Алексея Алёхина и Андрея Василевского предпочитали оперировать понятием «приращение смысла» (термин, активно используемый известным культуртрегером Дмитрием Кузьминым).

Думается, о самоопределении эпохи свидетельствует также попытка молодого воронежского критика Александра Житенева (мастер-класс И. О. Шайтанова, Е. А. Ермолина) предложить единую систему критериев художественности. Разумеется, теория подобного размаха потребовала испытания своей жизнеспособности. Поэтому критерии, предложенные Житеневым, тут же опробовали на подвернувшихся поэтах. Дискуссия была бурной.

Конечно, можно говорить об утопичности подобных попыток, об изобретении велосипеда и т.д. Но когда в качестве критерия выдвигается «мера авторской ответственности» (А. Житенев) — это уже серьёзно.

К концу Форума было что-то вроде эстетического пресыщения. Это когда сохраняешь способность ценить, но теряешь возможность наслаждаться. И почему-то именно здесь, несмотря на праздник, не покидало осознание того, что литература — это работа, такая же обыкновенная, тяжёлая и ответственная, как и другие. Сейчас в этой связи вспоминаются слова Алексея Алёхина, сказанные мастером в рабочем порядке, но вполне подходящие для итога: «Поэт всегда занят только одним: он переживает мир. Больше, глубже, ярче, чем другие. Но это — на всю жизнь». И его же замечание о том, что литература — это пространство такого рода, что там нет слова БЫЛ, а только слово ЕСТЬ, и, проникая в него, мы вступаем в диалог не только со своими современниками, но и с Гомером и Пушкиным, Данте и Шекспиром, Толстым и Сервантесом.

Хороший повод подумать о мере авторской ответственности. Это и критерий, и масштаб, и голая правда. И никакого пафоса.

____________________________________________________

 

ЕЛЕНА БОРОДА (Владимирова) — кандидат филологических наук, работает преподавателем в колледже.

Автор двух поэтических сборников: «Двойные двери» и «Улыбка клоуна». В 3-м номере «ТА» она была представлена поэтической подборкой.

Сегодня Елена делится впечатлениями о Всероссийском форуме молодых писателей в Липках (2007 г.), участницей которого была.

 

 

ВВЕРХ

 

 

 

Hosted by uCoz