Тамбовское региональное отделение

Общероссийской общественной организации

«Союз писателей России»

 

Тамбовский альманах № 3 (апрель 2007)

Содержание

 

Главная

 

Новости

 

История

 

Персоналии

 

«Тамбовский альманах»

 

Ссылки

 

Гостевая

 

Написать письмо

 

 

Критика

 

Елена ЗАХАРОВА

 

 

ПОЭТИЧЕСКИЙ МИР ЕВСТАХИЯ НАЧАСА

 

В 2005 году в Тамбове вышла в свет книга стихов журналиста и писателя Евстахия Начаса «Избранное». В ней — размышления о двух родинах поэта Украине и России, о природе и любви, воспоминания о военном детстве и раздумья о судьбе человека в современном мире. Жанры стихотворений, вошедших в книгу, разнообразны: баллады, философские размышления, венки сонетов, что говорит о неустанном творческом поиске поэта.

Особое место в книге занимают произведения на культурно-краеведческую тему: «Рахманиновский триптих» и «Лермонтов в Тамбове». Их объединяет тема великой России, дающей миру великих сынов. В центре «Рахманиновского триптиха» — образ русского композитора и музыканта, оторванного от своей родной земли. В эмиграции он «изголодался по России». Это слова самого С. В. Рахманинова, ставшие эпиграфом к триптиху. Для тамбовского поэта очень важно, что «Рахманинов, музыки чудо», великий русский гений, не изменил своей родине:

Не стала Отчизной второю

заморская эта страна.

 

«Заморская» — синоним эпитета «чужая». Дом у человека может быть только один. И для Рахманинова — это Россия. Он играет в Карнеги-холле, и «невиданный зал» полон «российской мятущейся боли». А музыканту вспоминается отчая земля:

Пригрезился звон колокольный,

Ивановка, Пасха, весна.

Равнина и ветер привольный,

И даль глубока и ясна.

 

Творить вдали от своей родины, на чужбине, — это мучение, пытка. Здесь никому не жаль большой души, измученной тоской по России, над которой сейчас «лихолетняя ночь». Здесь совсем другие ценности: «бизнес все делать умеют», и человеку уже «шаг не ступить без гроша». А в России всё иначе:

Россия устала от боли,

в России и в песнях грустят…

В траве воробьи, как бемоли,

на нотных линейках висят…

 

Родина дарит музыканту душевный покой и вдохновение, врачует раны тишиной усадьбы и грустной гармонией народных песен.

Противопоставляя родине чужбину, Евстахий Начас подчёркивает «почти библейскую», неземную красоту России и христианскую жертвенность духовного подвига Рахманинова, творящего для того, чтобы помочь выжить и спастись русскому народу:

Рахманинов снова играет –

он хочет России помочь.

 

Евстахий Начас обращается к теме поэта и поэзии. В цикле стихотворений «Лермонтов в Тамбове» он задумывается о жизненном пути гения. Символичны и афористичны первые строки:

Поэты оставляют след и свет,

и надобно искать их в каждом слове…

 

Автор приходит к выводу: «Жизнь гения — всегда с судьбой контракт, в котором случай очень много значит». Размышляя о судьбе русского гения, автор говорит:

В России человек всегда мишень,

для вьюги и для пули – всё найдётся…

 

Такой мишенью для зависти и клеветы стал Пушкин. В венке сонетов «Земной расчёт» Евстахий Начас радуется и скорбит вместе с ним. «Душа поэта — это мирозданье», дорогое и понятное лишь тем, «кому дыхания дороже» ощутимое сердцем «дыхание онегинской строфы». Поэт всегда пророк, «он мыслит глубже, чувствует иначе». Поэта легко ранить, ведь «он ложь воспринимает как удар». Поэт — это вечная, непостижимая тайна:

Он непонятен и понятен будто,

и жизнь его всегда на грани бунта…

 

В книге «Избранное» особенное место занимает любовная лирика. С трогательной нежностью поэт воспевает свою любимую, называет её «моя ты Ярославна»:

Твои славянские глаза –

моя священная столица.

 

Женщина в мировосприятии поэта — божество, которому нужно поклоняться всю жизнь и отдавать эту жизнь без остатка. Каждая женщина — Ева, хранящая свою тайну:

Есть в каждой женщине святая тайна,

и так уже в веках заведено:

приходят и уходят не случайно

к нам только те, с кем быть нам суждено.

 

В земном мире любовь — Божий дар, делающий жизнь прекрасной и полной смысла («Бог – Любовь – и день и ночь»). С темой любви тесно связана тема самой жизни, поиска себя в огромном и постоянно меняющемся мире. Так, прощание с любовью — это потеря части собственной души. В стихотворении «Расстоянья» поэт признаётся, что постиг «тайну расстояний»:

Это путь от первого свиданья

через все дороги и года,

расстоянья – это расставанья

с женщиной любимой навсегда.

Все дороги  ведут поэта к любимой.

 

Лирический герой стихотворения «Несутся тучи-вороны над городом…» не ищет ответа на вопрос «Быть иль не быть?», потому что  для него важно другое. Гамлета нового времени волнует: «Любить иль не любить — вот в чём вопрос».

Медитативное начало определяет основные особенности художественной манеры Евстахия Начаса (стихотворения «Запоминайте», «Жизнь на земле — всегда дорога к раю…», «Мы тратим время бездумно…»). Лирический герой ощущает себя частью природы («я — зимнего леса частица»), он даже выводит свою формулу жизни: «Пока души болят, мы живём…».

Путь героя — это дорога жизни, которой он идёт. Дорога в стихах Евстахия Начаса — это состояние души и выражение поиска жизненной правды. Размышляя над прошлым и настоящим России, поэт восклицает:

А в Отечестве были пророки,

повидавшие жизнь мужики.

 

Русский мужик любит родную землю и бережёт её. Смысл всей его жизни в труде и единении с природой. Но в Отечестве есть не только свои труженики и пророки. Поэт тонко чувствует, где правда, а где ложь:

Вновь в лицо мне орут лжепророки,

а пророки – с душой говорят.

 

Сама жизнь — это тяжёлая дорога в страну, имя которой — Душа. В стихотворении с таким названием Евстахий Начас сравнивает душу с полем битвы во «время смут», на котором вечно «сводят счёты правда и неправда»:

Душа-страна, не раз её границы

терзали и измена, и враньё,

и были у неё свои Батыи,

и канувшие в Лету города,

и мученики были, и святые,

и не было покоя никогда.

 

Поэт размышляет на тему жизни и постижения человеком своего земного бытия. Лирический герой всех стихотворений, вошедших в книгу, является частью отчей земли. Счастье человека возможно лишь в гармоничном союзе с ней. Часто герой сравнивает состояние своей души с состоянием родной природы: «Осиротел я без любви, как это поле тихое». Успокоение и новые силы ему дарует родина: «Который год кленовой тишиной меня природа бережно врачует».

Человек обязан быть её достойным сыном, беречь и уважать её. Поэт предупреждает:

Объявить себя можно Мессией,

только надобно помнить притом –

все попытки лукавить с Россией

никогда не кончались добром.

 

Природа в стихах Евстахия Начаса наделена живой мудрой душой. Она воплощает лучшие качества души человеческой. Природа является главным героем многих произведений («Есть жажда жизни в зёрнах и в кореньях…», «Пропадают цветы под Москвой…», «Баллада о бузине», «Деревья разговаривают с небом…», «Притяженье травы»). В образной системе поэта природа — это Божье чудо («деревья вокруг — как большая родня», а «каждый лист кленовый, как десница», которая приготовилась перекрестить человека). Родная земля безмолвно и безропотно страдает и сносит обиды:

Терновник на ветру заиндевелом

полураспят, от боли почернел.

 

Причиной её страданий становятся хамство и жестокость людей: «По весне повсюду столько хлама, что смотреть на землю тяжело…» И люди эти лишены души и чувства стыда и совести: «Нынешние хамы — это ханы: признают одни свои права». В этом ёмком сравнении с ханом и возмущение чинимым беспределом, и отражение разрушительной силы, и авторская ирония над их мнимым всемогуществом, и призыв к единению и защите родины:

Время торжествующего хама,

помолясь, сумеем пережить.

 

Жизнь — это вечный поиск истины, стремление её постичь, но не каждому человеку это удаётся. Чтобы быть счастливым, человек должен уметь прощать. Это великий дар, доказательство духовной силы:

Когда друг друга мы прощаем,

сумев сомнения унять,

мы то любимым возвращаем,

что нелюбимым не понять.

 

Лишь одна душа на свете не имеет права на прощение, ибо в ней самой нет света и добра. А добро и зло познаются человеком в сравнении. В «Рахманиновском триптихе» поэт, задумавшись над судьбой России и её музыкального гения, находит образ, выражающий разницу между родиной и чужбиной, талантом и бездарностью, бессребренничеством и корыстью:

Увидишь Христа – и Иуду

уже не простишь никому.

 

По оценке автора, «у каждого есть свой Иуда, который предал иль предаст». Мстить грешно, это не по-христиански, к тому же наша жизнь коротка, как июльский вечер. И «своё Бог каждому воздаст» по его делам.

В стихах Евстахия Начаса преобладают яркие, выпуклые образы и искренние интонации. Одна из основных тем — ностальгия по человечности и преклонение перед Россией. Многие произведения проникнуты элегическим настроением и воссоздают далёкие картины военного детства поэта. Украинские пейзажи: «суровые ковыльные степи» да старая землянка — вот верные спутники и свидетели его «шевченковского детства».

Одним из самых пронзительных в этой книге является стихотворение, вернее песня, «Плясовая» о безногом человеке, вернувшемся домой с войны («после — тыл, и нет солдата, но остаётся человек»). Гуманизм и человеколюбие — черты, присущие всем стихотворениям Евстахия Начаса, но в этом произведении они смешаны со слезами сострадания и радости мирной жизни, а потому глубже входят в сердце читателя.

Радость и печаль — две соседки. Они вечно рядом. Тоска и горе знакомы не только человеческой, но и звериной душе. Стихотворение «Пёс» рассказывает о жизни бездомного животного. И не просто рассказывает, а учит читателя жалости и доброму отношению к братьям нашим меньшим. Важная бытовая деталь — «двери на цепях». Она говорит о замкнутости не только отдельного пространства, но и души. Сущность человека раскрывают и такие простые слова:

И кто-то для порядка кличку Шарик

дал приблудившемуся псу.

 

Не из любви к животному, а потому что так надо. Но с появлением «среди широких лестниц коммунальных» «опального» пса сердца людей всё-таки оттаивают, жильцы становятся милосерднее. И он «с оттаявшей душою для добра» привыкает к людям, но верит лишь детям. Когда его в шутку пытаются приласкать взрослые, в собачьем взгляде просыпается «звериная полынная тоска», «сухой огонь», потому что:

Собаки научились быть друзьями,

не научились лишь обид прощать.

 

Стихотворение «Вечер в деревне», на мой взгляд, самое живописное в книге. По композиции и по содержанию оно напоминает картину. Читатель (уместнее сказать, зритель) видит ближний и дальний планы, чувствует краски: «закат золотисто-багровый», «туман над рекой сероватый», стены «в оспинках дождика». Созданию минорного, но светлого настроения стихотворения во многом помогает его метр — трёхстопный анапест. Мелодия стиха напевна и легка. Перед нами гармоничная картина тихого осеннего вечера в деревне. Но главное в ней — не сам «сиреневый вечер», а телеантенны на крышах домов, «как на старых погостах кресты». Вся соль стихотворения — в этом сравнении, напоминающем нам о вымирании русской деревни.

С темой человеческого бытия неразрывно связана тема памяти. Память — это особая благодарность. Люди обязаны помнить о прошлом, чтобы быть счастливыми в будущем: «Уходит время, память не уходит, беспамятство бесснежию сродни». Эта тема находит наиболее полное выражение в стихотворении с призывным названием — «Запоминайте». В нём автор просит человека запоминать все кажущиеся нам иногда мелочами приметы жизни, чтобы постичь её красоту:

И никогда притом не забывайте –

земля летит, как шар пороховой.

 

Важно, что «Избранное» открывается своеобразной поэтической автобиографией. В ней поэт признаётся в любви «двум великим матерям», вскормившим и взрастившим его:

Меня брала за руку Украина,

Россия в люди вывела меня.

 

По рождению украинец, «сын земли многострадальной и могучей», Евстахий Начас называет и чувствует Тамбов своей настоящей второй родиной. Этому городу поэт посвятил венок сонетов «Я в России прописан…» Тамбов — это «зелёный цнинский край», «союз архитектуры и природы», тесно переплетённые друг с другом «и старина, и новь». Эпитеты, метафоры и сравнения подчёркивают эту гармонию.

Лирической доминантой этого венка сонетов, по моему мнению, являются строки:

Отечество себе не выбираем,

подобным выбиралам – грош цена.

Прародина и родина вторая

слились в словах — родимая страна.

 

Этими словами сказано всё, ими объяснена верность поэта двум своим матерям, двум одинаково горячо и крепко любимым родинам и благодарность за их доброту.

___________________________________

 

ЕЛЕНА ЗАХАРОВА родилась в Тамбове. Учится на 3-м курсе ТГУ им. Г. Р. Державина. С 12 лет занимается в литературной студии «Тропинка». Автор поэтической книги «В моей душе гармония весны». Публиковалась в журналах «Ровесник», «Костёр», «Детская литература», коллективных сборниках. Участница Всероссийского форума молодых талантов в Липках и слёта «Дети Солнца» в Москве.

 

ВВЕРХ

 

 

 

Hosted by uCoz