Николай Наседкин


СТАТЬИ, ОЧЕРКИ, ЭССЕ

СТАТЬИ


Обложка

Диалог

В рамках празднования 1000-летия введения христианства на Руси состоялась встреча представителей интеллигенции Тамбова с епископом Тамбовским и Мичуринским Евгением.

Встреча получилась интересной, длилась она два часа, вопросов задавалось много и носили они уважительный характер, как и ответы епископа Евгения. Это приходится подчёркивать потому, что мы привыкли за последние годы относиться к служителям культа настороженно, как к идейным антагонистам, считать, что с ними надо только дискутировать, спорить, разубеждать их. Но сейчас и в этой сфере наступило время перестройки, мы стали более уважительны к такому понятию, как свобода совести, поняли, что настоящим атеистом можно стать, лишь зная то, что отрицаешь, когда имеешь подлинное, а не основанное на слухах представление о церкви.

В том и главный итог встречи представителей интеллигенции Тамбова с епископом Евгением — участники её получили немало информации о Русской православной церкви и Тамбовской епархии в частности в год 1000-летия введения христианства на Руси, о роли церкви в жизни современного общества.

К сожалению, весь ход встречи изложить за недостатком места невозможно, вот лишь отдельные её фрагменты.

— Меня уже представили, — сказал в начале епископ Евгений, — но я хочу ещё добавить, что был назначен на Тамбовскую кафедру в мае прошлого года указом Святейшего Патриарха и определением Священного Синода. В 1976 году я окончил Ленинградскую духовную академию, затем — аспирантуру при Московской духовной академии и трудился референтом отдела церковных сношений Московского патриархата, а затем был преподавателем Ленинградской духовной академии.

— Вы были участником Поместного Собора Русской православной церкви, который проходил в начале нюня нынешнего года в Загорске, юбилейных торжеств в Москве и Ленинграде. Расскажите об этом.

— Да, мне посчастливилось стать участником тех великих событий, которые переживает сейчас наша церковь, наша страна и весь наш православный христианский мир, 1000-летие крещения Руси — событие историческое.

В центре празднования юбилея — Поместный Собор, проходивший с 6 по 9 июня в Троице-Сергиевой лавре. На Соборе рассматривался ряд важных вопросов: оценка деятельности Русской православной церкви за период с предыдущего Поместного Собора, то есть за семнадцать лет. Далее решался вопрос о канонизации новых русских святых. Среди них хорошо вам известные исторические деятели Руси Дмитрий Донской, Андрей Рублёв, Максим Грек и другие, всего было канонизировано девять новых святых. На Соборе также рассматривался вопрос об утверждении нового Устава управления нашей церкви, было принято «Заявление Поместного Собора Русской православной церкви по насущным проблемам современности» и ряд других документов.

Должен сказать, что торжества в Москве и Загорске впечатляли. Было много гостей — представители ООН, ЮНЕСКО, различных религиозных конфессий, представители общественности. В общем, свыше ста стран мира делегировали к нам на юбилей своих представителей.

— Как будет праздноваться 1000-летний юбилей в Тамбове?

— Наша Тамбовская епархия наметила провести празднование 1000-летия крещения Руси 8 июля. Начнётся оно божественной литургией на церковной площади, потому что тамбовский храм не сможет вместить всех желающих. Затем в 14:30 состоится возложение венков на Воздвиженском кладбище к мемориалу павшим воинам. А потом — торжественный акт во Дворце культуры «Юбилейный». Он включает в себя мой доклад об историческом пути Русской православной церкви и небольшой концерт духовных песнопений силами хора духовенства Тамбовской епархии. Затем — выступления общественности, поздравления, будет показан фильм о религиозной и миротворческой деятельности русской церкви за 1000-летний период. Вход в «Юбилейный» — по пригласительным билетам.

— Расскажите, пожалуйста, о том, что такое сегодня Русская православная церковь?

— Вы имеете в виду структуру? Расскажу в цифрах. Управляется наша церковь Святейшим Патриархом Пименом и Священным Синодом. Всего в стране имеется шестьдесят семь епархий. Кроме того, есть зарубежные епархии и миссии Русской православной церкви. Имеет церковь двадцать один монастырь, три семинарии, две духовных академии, два регентских класса. Вот — вкратце.

— Решается ли вопрос о передаче в Тамбове ещё одной церкви для нужд епархии?

— Могу сказать — это не является тайной, — что православные верующие обратились с такой просьбой в государственные органы. Вопрос сейчас находится в стадии разрешения — положительного или отрицательного, не знаю, Я всё-таки надеюсь, что мы найдём общий язык, проблему решим. Вы знаете, действительно, очень тесный храм в Тамбове. Надо просто пожалеть наших матерей, отцов, братьев и сестёр, которым очень тяжело приходится в такой тесноте. Хочу дать справку: за пять месяцев нынешнего года в стране у нас открыто более шестидесяти новых приходов. Вы хорошо знаете, что сейчас отданы верующим Оптина Пустынь, Толгский монастырь, часть Киево-Печерской лавры, решается подобный вопрос в Рязани…

— Владыка Евгений, а принимает ли епархия участие в реставрации храмов, которые не принадлежат церкви?

— Да, несомненно. Епархиальный взнос на восстановление памятников архитектуры ежегодно составляет около 30 тысяч рублей. Но верующие не смогут восстанавливать разрушенные церкви, чтобы в них потом размещались музеи или органные залы, что, кстати, совсем несвойственно православному храму — для органа необходима другая архитектура, готика. Ведь народ собирает по копеечке на церковь. Я вам даже скажу: если бы нам вдруг решили сегодня отдать все пустующие здания храмов — отказались бы. Вот два собора поднять на пожертвования прихожан осилили бы — не больше.

— В связи с этим вопрос: во сколько обошлось золочение куполов действующей Покровской церкви на Набережной? И ещё: нельзя ли позолотить все сохранившиеся купола в Тамбове — ведь это украсит город?

— Я вам скажу: золото на покрытие куполов Покровского храма обошлось по госцене в пятнадцать тысяч рублей, да ещё за работу несколько тысяч. Что касается золочения всех куполов — приветствую. Но опять же, когда в областном музее проходила церемония передачи святых мощей Питирима церкви, дирекция музея обратилась ко мне: знаете, владыка, надо бы пожертвовать на золочение купола музея — это же православный храм. Я говорю — приветствую. Только я с позолотой подарю и позолоченные кресты, на собор… Я считаю, нельзя так искажать облик храма, как исказили в музее, водрузив на купол непонятный шпиль. Это надругательство над теми, кто его строил.

— Известно, что церковь у нас в стране активно участвует в благотворительности. В чём это выражается?

— Ну, к примеру, на Поместном Соборе Святейший Патриарх обратился к его участникам по поводу событий в Арзамасе, и сразу было собрано в помощь пострадавшим от взрыва пятьдесят три тысячи рублей. Или ещё: Русская православная церковь перечислила в фонд центра реабилитации воинов-афганцев двести тысяч. И ещё могу сказать конкретно, что Тамбовская епархия ежегодно отчисляет в Фонд мира не менее 600 тысяч рублей. Это добровольно жертвуют верующие, все мы хотим жить в мире…

— Владыка, можно личный вопрос?.. Откуда Вы родом и кто были Ваши родители?

— Сам я из Белоруссии. Уехал оттуда в шестнадцать лет. Сейчас мне — сорок шесть. Родители мои не священнослужители. Знаете, на мой взгляд, кастовость в духовенстве — от деда к отцу, от отца к сыну — она и породила те негативные явления в церкви, которые потом отразились на её взаимоотношениях с государством. У нас в семинарии, где я учился и преподавал, из духовных семей меньше семинаристов, чем из семей, не связанных с церковью. Как говорится, пути Господни неисповедимы.

— Как церковь участвует в перестройке, происходящей в стране?

— На этот вопрос ответить просто: воспитанием своих верующих в том духе, который сейчас существует в нашем обществе. Это — созидание крепкой семьи, честный труд на благо людей. Скажу, что семья — это государство в государстве, это церковь внутри церкви. Поэтому очень важно воспитать правильное отношение жены к мужу, мужа к жене, а уж воспитание детей — наиважнейшая задача.

— Скажите, пожалуйста, что Вы ждёте от нового законодательства о свободе совести, которое готовится сейчас в нашей стране?

— Строгого исполнения ленинских принципов в этом вопросе.

— Ваше преосвященство, какое впечатление на Вас производят произведения художественной литературы последнего времени, в которых присутствует поиск духовной чистоты человека, в частности, роман «Плаха» Чингиза Айтматова?

— Я лично к тем произведениям, которые ратуют вот именно за духовное совершенствование человека, отношусь с великим уважением.

— Как Вы откоситесь к атеизму, и конкретно — к научному атеизму?

— Вы предполагаете — может ли быть диалог? Да, может быть. Только чтобы он не был предвзятым, односторонним. Сколько неправильного, парадоксального было высказано в наш адрес: дескать, церковь уводит от жизни, от действительности. Но, позвольте, ведь все верующие также трудятся, производят блага, почему же надо относиться к верующим как к людям второго сорта? Это неправильно. Это только с точки зрения лженаучного атеизма можно считать их вторым сортом… Здесь много можно говорить на эту тему, но главное, думаю, надо уважать и верующим, и атеистам друг друга во время диалога.

— Как Вам, владыка Евгений, нравится ли Тамбов?

— Я рад, что приехал сюда. Град древний, красивый. И наша задача, коммунистов и верующих, беспартийных и атеистов, сделать город ещё краше, жить в нём и радоваться. Всеми силами бороться за мир, хранить природу, растить детей счастливыми.

/1988/
_____________________
«Комсомольское знамя», 1988, 8 июля.










© Наседкин Николай Николаевич, 2001


^ Наверх


Написать автору Facebook  ВКонтакте  Twitter  Одноклассники



Рейтинг@Mail.ru