Это - зеркало.
Основной
сайт автора
без рекламы!
niknas.hop.ru

Николай Наседкин


КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО

КУЛЬТУРА


Обложка

Театр ждёт возрождения

В областном драматическом театре — перестройка? Может быть. Коллектив возглавил заслуженный деятель искусств РСФСР А. Савин. Давайте знакомиться.

— Анатолий Афанасьевич, неисповедимы пути театрального режиссёра, но всё же хотя бы вкратце расскажите: где вы работали до Тамбова?

— Сам я родом из Львова. Окончил режиссёрский факультет ГИТИСа. Три года отдал Новокузнецкому городскому театру — это в Сибири, а потом двенадцать лет моя судьба была связана с Уралом, с театром в городе Лысьве. Последние пять лет являлся его художественным руководителем и одновременно директором. На такие должности пригласили меня и в Тамбов.

— Но почему именно в наш город и почему именно вас? Это случайный или закономерный факт?

— Случайностей много. Министерство культуры России рекомендовало в Тамбов шесть кандидатур на должность главного режиссёра — среди них и мою. Я, в свою очередь, имел к тому времени три приглашения из разных театров страны. Так что выбор и с той, и с другой стороны был. Но и закономерности сыграли свою роль. Я часто до этого бывал в вашем городе, имел представление о театре, он мне нравился. А бывал в Тамбове часто потому, что жена у меня — тамбовчанка.

— Теперь всё понятно. И каковы же ваши впечатления после первых недель работы на новом месте?

— Признаться, трудностей оказалось больше, чем я предполагал. И в первую очередь, хозяйственно-экономического плана. В театре в этом отношении царят хаос и стихийность. Вот только один пример: театр «стоит» в год 838 тысяч рублей. Дотации — да и то только пока! — составляют менее половины: 400 тысяч. Примерно 160 тысяч зарабатывает труппа на спектаклях, а вот где брать-доставать остальные 200-250 тысяч, надо думать и думать.

Я очень надеюсь на спонсорство — в Тамбове столько богатых предприятий. Будем, конечно, стараться и сами больше зарабатывать: для этого надо сделать всё, чтобы зал зрительный на каждом спектакле был полон.

— А успех каждого спектакля зависит от трёх составляющих: таланта драматурга, таланта режиссёра и таланта актёра. Что вы, Анатолий Афанасьевич, ставите здесь во главу угла?

— Вообще-то, спор давнишний идёт, о том, кто «главнее» в театре: режиссёр или актёр. Я не сторонник этих теоретических споров. Я поставил в своей жизни девяносто шесть спектаклей, опыт какой-никакой есть, и твёрдо убеждён: один режиссёр, как бы талантлив и даже гениален он ни был, спектакль не создаст. Необходимо содружество постановщика и артистов, слияние их усилий для создания подлинного сценического произведения. Для меня самое важное, чтобы на сцене действовали живые, умные люди, а не манекены и лицедеи-дураки.

Я рад, что в тамбовском театре, по-моему, немало хороших, настоящих, талантливых артистов. Сейчас мы репетируем «Вишнёвый сад»: прекрасное впечатление производят Валентина Попова в роли Раневской, Михаил Березин в роли Лопахина, Клим Фурман — он играет Гаева… Да практически все занятые артисты работают над спектаклем с вдохновением — равнодушных нет. Думаю, до конца сезона удастся посмотреть в деле, на сцене всю труппу, надеюсь не разочароваться ни в ком.

— Анатолий Афанасьевич, вы начали с «Вишнёвого сада» — почему? И вообще, должен вам высказать мнение тамбовских критиков и многих любителей театра: репертуар — одно из самых слабых мест тамбовского театра. И вы, как я понял из предыдущего ответа, ставите драматургию на последнее место. Так ли это?

— Конечно, нет. И артист, и режиссёр, и драматург — равно важны в мире Мельпомены. Многие театры в наши дни делают полные сборы на скандальном репертуаре…

— Ставят даже «Библию», «Архипелаг ГУЛАГ», гонят спектакли про извращенцев, проституток…

— Совершенно верно. Сразу говорю, я это как режиссёр не приемлю. Всё же театр должен оставаться храмом искусства, а не превращаться в балаган. Я решил начать именно с бессмертной драматургии Чехова, чтобы сразу установить на должной высоте творческую планку. Именно драматургия Антона Павловича Чехова позволяет актёру наиболее полно выразить себя, заставляет его играть с наибольшей отдачей. Притом, как я знаю, пьеса «Вишнёвый сад» уже не раз заявлялась в театре в прежние сезоны, так что коллектив морально давно готов к её воплощению на сцене.

— Хорошо — Чехов. А дальше? Вы в своей репертуарной политике собираетесь делать упор на классику?

— И на классику тоже. Но не только. Совсем нет в театре молодёжных спектаклей, чрезвычайно мало так называемых развлекательных, зрелищных. Мы на художественном совете решили до конца сезона осуществить ещё три постановки: по пьесам «Семейный уикенд» Жана Пуарэ, «Моя парижанка» Р. Ламуре, «…И аз воздам» А. Кузнецова. Последняя пьеса — об убийстве царской семьи, очень остра, зрелищна и идёт пока только в Малом театре в Москве. А на следующий сезон к составлению репертуара подойдём самым тщательным образом. Есть задумки, о которых говорить пока рано.

— И напоследок, Анатолий Афанасьевич, вот такой приземлённый вопрос: наверняка на Урале у вас все, скажем так, бытовые вопросы были решены, а что здесь обещают?

— Да, в Лысьве у меня хорошая квартира — я её оставляю городу. В Тамбове мне обещана квартира к концу апреля. Очень надеюсь, что так оно и будет. Я приехал сюда не на год — надолго. Трудностей не боюсь, все силы приложу для возрождения славного Тамбовского драмтеатра и хочу, чтобы ко мне также не относились как к временному «перелётному» человеку, как к «гастрольному» режиссеру.

— Что ж, творческих вам удач.

— Спасибо!

/1991/
_____________________
«Тамбовская правда», 1991, 24 января.










© Наседкин Николай Николаевич, 2001


^ Наверх


Написать автору Facebook  ВКонтакте  Twitter  Одноклассники



Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru