Николай Наседкин


КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО

КУЛЬТУРА


Обложка

Театр сегодня: быть или не быть?

Проблемами сегодня никого не удивишь. Куда ни кинешь взгляд, везде проблемы — острые, животрепещущие, наболевшие, громадные… Но то количество и та острота проблем, о которых речь шла на состоявшемся недавно расширенном заседании правления Тамбовского отделения Союза театральных деятелей, признаюсь, поразили. В повестке дня заседания первый и единственный вопрос так и был сформулирован: «Проблемы драматических театров области и СТД».

Но прежде надо объяснить, что означают слова — «расширенное заседание».

Дело в том, что это была как бы премьера созданного недавно координационного бюро местных отделений СТД Центра России. Театральные деятели решили совместить усилия для коренного улучшения дел в своём «хозяйстве». Кризис провинциального театра настолько очевиден, что впору речь вести о его реанимации.

И в Тамбов приехали для такого вот широкого совместного разговора представители центрального правления Союза театральных деятелей РСФСР, Воронежского, Рязанского и Калининского отделений СТД. Широкое представительство Тамбовщины само собой понятно: в Доме актёра собрались члены правления СТД, артисты областного и Мичуринского театров, театральные критики, работники партийных органов и управления культуры.

Уже в докладе председателя Тамбовского отделения СТД Д. Дульского были названы практически все те проблемы театра, которые обострились до предела. Вот только самый беглый их обзор. К примеру, в областном театре имени А. В. Луначарского в этом сезоне сложилась такая ситуация, что в штате не оказалось одновременно директора, главного художника, заведующего литчастью, заместителя директора по зрителю… Да, театр с финансовым планом справляется, но какой ценой? Вот в чём вопрос. Отсюда и большие прорехи и огрехи в репертуаре, и быстрая «гибель» спектаклей, и потеря зрителя, и падение авторитета областного театра.

Главнейшая беда наших театров — отсутствие к ним внимания со стороны властей. И в первую очередь это проявляется в крайне тяжёлом положении с жильём. Квартир театральным работникам и в Тамбове выделяется мизерное количество, а в Мичуринске не выделяется практически совсем..

Кстати сказать, на заседании единодушно признали, что Мичуринский драмтеатр находится на краю краха. В коллективе идёт сплошная чехарда с кадрами: за последнее время сменилось уже несколько главных режиссёров и директоров театра, репертуар лихорадит — на сегодняшний день играть и смотреть практически нечего. Зритель, по существу, потерян, финансовый план нынешнего сезона выполняется всего на 55 процентов. Достаточно сказать, что пять месяцев (пока последний главреж, подав заявление об уходе, не работает, а его почему-то не отпускают и зарплату ему платят) не было постановок, труппа была безработной.

Одним словом, театр в Мичуринске находится на положении пасынка. Вот характерный штрих: уже долгое время театр просит и умоляет решить простую проблему — выделить автобус, который бы после вечернего спектакля отвозил зрителей в отдаленный жилмассив. Но даже эта пустячная проблема горисполкомом никак не решается.

Естественно, многие выступающие не только выплёскивали обиды и говорили о недостатках, но и предлагали свои решения и проекты. Например, прозвучали вот такие идеи о возрождении некогда славного Мичуринского театра: создать на его базе кооператив или заключить договор между театром и городом. Подобные прецеденты уже не новость в театральной жизни страны.

Вообще было немало интересных конструктивных выступлений. Мне, опять же к примеру, понравилось программное выступление нынешнего главного режиссёра и директора областного театра А. Лапикова, которое, по сути, можно свести к формуле: театр должен стать меценатом самого себя. И у творческого лидера есть конкретные намётки, как получить экономическую независимость, как своими силами заработать… миллионы рублей. Не будем вдаваться в подробности и гадать, реальны или нет планы главрежа, важно другое — у него есть убеждённость в том, что «богатство» позволит театру резко поднять творчество на большую высоту, и есть идея, как «разбогатеть». Сумеет или нет А. Лапиков осуществить свои мечты, естественно, зависит не только от него…

Главный итог разговора заключается в том, что конкретные театральные проблемы и предложения по их решению зафиксированы в постановлении заседания и будут доведены до сведения всех лиц, от которых зависит коренное улучшение положения с театрами в нашей области.

Вопрос, быть или не быть сегодня государственному театру (в условиях неравной конкуренции с кооперативами, студиями, видеотеками и т. д.), стоит очень остро.

Пора это понять.

/1989/
_____________________
«Тамбовская правда», 1989, 23 марта.










© Наседкин Николай Николаевич, 2001


^ Наверх


Написать автору Facebook  ВКонтакте  Twitter  Одноклассники



Рейтинг@Mail.ru