Это - зеркало.
Основной
сайт автора
без рекламы!
niknas.hop.ru

Николай Наседкин


КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО

КУЛЬТУРА


Обложка

На переломе

Передо мной — программка к спектаклю областного театра драмы имени А. В. Луначарского «Что есть истина» о губернаторстве в Тамбове Державина. Тогда, в ноябре 1983 года, в рецензиях на премьеру этого спектакля было подчеркнуто, что в нём занята практически вся труппа. И вот смотрим, сколько же молодых артистов было среди «луначарцев» три с половиной года назад: Е. Тюрганова, И. Замуруева, А. Гаврилюк, В. Голобородов, ещё два-три человека. И всё. На сегодняшний же день только комсомольская организация театра объединяет десять артистов, да ещё пять-шесть совсем недалеко ушли от комсомольского возраста.

Казалось бы, а что же раньше мешало омолаживать состав тамбовской труппы? Увы, дело это очень даже непростое.

— Основная проблема — проблема жилья, — рассказывает главный режиссёр театра Л. А. Шалов. — Приходится из-за этого и строить нашу кадровую политику. Стараемся подбирать нужных нам молодых актёров из местных, тамбовских. Это — Андрей и Наташа Яцевичи, Олег Шмаров, Юрий Орлов, Алексей Дульский, Ирина Замуруева, Лена Беляева. Все они учились и живут в Тамбове, так что квартирный вопрос у них более-менее решён. Несколько лет дожидались квартиры, например, супруги Елена Тюрганова и Анатолий Гаврилюк, приехавшие к нам из Ростова. А вообще театр даже общежитием всех нуждающихся обеспечить порой не в состоянии…

Я слушаю Леонида Александровича Шалова и невольно вспоминаю один из последних выпусков телепередачи «Зеркало сцены». Там, в частности, был телерепортаж о том, какие трудности с жильём испытывает коллектив Костромского облдрамтеатра. И что же? В последующей же передаче сообщалось о том, что из Костромы пришёл официальный ответ: самой нуждающейся семье артистов выделена отдельная квартира, остальные артисты Костромского театра, претендующие на получение квартир, будут обеспечены ими в течение ближайших полутора лет. Так, может быть, и «луначарцам» остаётся уповать на приезд журналистов Центрального телевидения, чтобы решить «квартирный вопрос»?

Впрочем, в этом, юбилейном для театра году, обещано выделить артистам несколько квартир. Они этого очень ждут.

А пока в нашем театре продолжаются репетиции, ставятся спектакли, всё увереннее заявляют о себе молодые. Уже к ведущим артистам труппы можно смело отнести Елену Тюрганову, которая очень много и плодотворно играет. Наша газета не раз писала о творчестве Лены, и последний раз — в связи с приятным и почётным событием в её актерской судьбе: присуждением ей областной комсомольской премии имени Зои Космодемьянской.

Хорошо уже знают тамбовские зрители темпераментного, разнохарактерного артиста Андрея Яцевича. Большие роли в спектаклях последних лет «Проводим эксперимент» (Костин), «Остров» (Он), «Рядовые» (Одуванчик), «Бонка и четыре жениха» (образы четверых братьев-близнецов-женихов) сделали Андрея заметным актёром, принесли ему известность у публики.

Как раз имена Елены Тюргановой и Андрея Яцевича назвал главный режиссёр театра Л. А. Шалов в первую очередь, как тех молодых актёров, которые наиболее ответственно понимают, что мастерство приходит через изнуряющую, каждодневную упорную работу.

— Нужно иметь настоящий «театральный» характер (по аналогии со «спортивным» характером), чтобы добиться в нашем деле результатов, — убеждён Леонид Александрович. — Я ко всем молодым в театре отношусь по-доброму, считаю каждого из них перспективным, но вот иные из них легко загораются, а вот запала надолго не хватает. А те, кто понимают простую истину — надо трудиться с тройным напряжением, чтобы подтвердить свой талант, догнать артистов старшего и среднего поколения в профессионализме, — те и добьются большего…

А охотно и с увлечением можно работать, видимо, только над интересными ролями. Месяц назад в Доме творческих работников состоялся вечер молодых артистов облдрамтеатра. В чём-то с неожиданной стороны (лучше сказать — в неожиданных ролях) показались на нём Олег Шмаров, Сергей Ясаков, Ирина Замуруева, Наталья и Андрей Яцевичи, Татьяна Тобольченко, Алексей Дульский, Фёдор Гукасян, Юрий Орлов. Они наглядно доказали, что им под силу большой диапазон ролей — от классических до современных.

Меня удивило, к примеру, как зажигательно, с увлечением и блеском сыграли на вечере эпизод из «Собаки на сене» Лопе де Вега Татьяна Тобольченко и Алексей Дульский. Почему с удивлением? Потому что незадолго до этого я видел их на сцене театра в спектакле «По соседству мы живём», где играть не совсем серьёзные, не совсем умные и удачные роли своих героев было им, видно по всему, неинтересно.

А надо было видеть, с каким наслаждением играл на вечере Андрей Яцевич в паре со своей женой Наташей отрывок из «Укрощения строптивой» Шекспира. Ещё бы, в текущем репертуаре театра ролей шекспировского масштаба у этого одарённого молодого актёра практически нет.

Сейчас наступило в облдрамтеатре время, которое можно во многих отношениях назвать переломным. В частности, это касается и подбора пьес. «Сцены из жизни захолустья» по А. Н. Островскому (классика) и «Саркофаг» В. Губарева (сверхсовременность) как бы показывают границы диапазона при составлении сегодняшнего репертуара. Только что состоялась в Тамбове премьера ещё одной пьесы Островского — «Поздняя любовь». И, опять же, началась работа над очень современной остросоциальной пьесой В. Розова «Кабанчик». На очереди — «Борис Годунов» А. Пушкина…

Во всех этих спектаклях зрители видят и увидят интересные роли, исполняемые молодёжью. Но этого мало. Театр упорно ищет — и пока безуспешно! — пьесу чисто молодёжную, острую, посвящённую злободневным проблемам молодёжи и рассчитанную на молодых исполнителей. Поиск продолжается…

Пока же молодые актёры во главе со своим комсомольским вожаком Андреем Яцевичем мечтают создать нечто вроде театра-студии, где на так называемой малой сцене они могли бы экспериментировать, проявлять свою самостоятельность, доказывать конкретными спектаклями, что им под силу многое.

Осуществится ли их мечта, покажет время.

/1987/
_____________________
«Комсомольское знамя», 1987, 27 марта.










© Наседкин Николай Николаевич, 2001


^ Наверх


Написать автору Facebook  ВКонтакте  Twitter  Одноклассники



Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru