Это - зеркало.
Основной
сайт автора
без рекламы!
niknas.hop.ru

Николай Наседкин


КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО

КУЛЬТУРА


Обложка

Отдана жизнь революции

Не знаю, как в других городах и весях ждали завершения съёмок двухсерийной ленты А. Зархи «Чичерин», а у нас, на Тамбовщине, конечно же, к ней — особый интерес. Впервые средствами кино так полно и объёмно создавался образ нашего прославленного земляка, близкого соратника В. И. Ленина, первого народного комиссара (фильм поначалу так и предполагалось назвать — «Народный комиссар») иностранных дел молодой Советской республики Георгия Васильевича Чичерина. Ещё когда съёмочная группа картины почти полтора года назад работала несколько дней в нашей области, мы успели уже многое узнать об этом фильме от режиссёра-постановщика и автора сценария (созданного совместно с В. Логиновым) Героя Социалистического Труда, народного артиста СССР Александра Зархи и исполнителя заглавной роли Леонида Филатова. Главное же, что мы узнали — фильм обещал быть чрезвычайно интересным. Ожидания оправдались. Теперь, увидев итог двухлетней работы творческой группы над этой картиной, утверждать это можно смело.

Ничего удивительного нет в том, что А. Зархи обратил своё творческое внимание на образ Чичерина. Известного советского режиссёра всегда привлекали натуры незаурядные, имевшие возвышенную идею, прожившие яркую заметную жизнь — пусть то были литературные герои или конкретные исторические деятели. Достаточно вспомнить его фильмы, сделанные совместно с И. Хейфицем и самостоятельно: «Депутат Балтики», «Член правительства», «Высота», «Его зовут Сухэ-Батор», «26 дней из жизни Достоевского». Не мудрено, что Чичерин, отдавший всю свою жизнь служению Революции, не мог не привлечь внимание этого художника кино.

А вот выбор исполнителя заглавной роли поначалу вызвал удивление. Популярного артиста Московского театра на Таганке (теперь он работает в «Современнике») часто снимающегося в кино Леонида Филатова до этого зрители привыкли видеть в основном в ролях наших современников («Иванцов, Петров, Сидоров», «Экипаж», «Успех»…) И, конечно же, по значимости и сложности эти работы актёра, талантливые и запоминающиеся, сравнить с новой ролью всё же нельзя. Я так подробно пишу о Л. Филатове потому, что фильм «Чичерин» получился и состоялся во многом, благодаря ему. Недаром режиссёр-постановщик на встрече с тамбовскими зрителями сказал, что ему всегда везло с исполнителями центральных ролей в его фильмах. Леонид Филатов, безусловно, сыграл на сегодняшний день одну из своих лучших (если не лучшую!) ролей. Чичерин в его исполнении предстает на экране личностью, актёр создает характер, незаурядный, сильный характер — то есть убедительный образ живого человека.

Чего греха таить, не так уж подробно многие из нас знают биографию Чичерина, его жизнь. Да, слышали, что его интеллект, его эрудиция, образованность были поразительны, что он, наконец, фанатично был предан пролетарской революции, светлому будущему Родины, не думал о личном счастье… Одним словом, — идеал, а идеал, согласитесь, не так-то легко представить в образе живого человека.

В фильме «Чичерин» мы его видим — близкого и понятного нам удивительно прекрасного человека. Мы проживаем вместе с ним несколько лет из его судьбы, спрессованные в два часа экранного времени. Какая громаднейшая тяжесть ответственности легла на первого наркома иностранных дел. Никто тогда ещё не знал и знать не мог, что такое — советская дипломатия. Чичерин и его товарищи по работе по существу заложили в те годы фундамент так называемой советской дипломатической школы. Одна из центральных сюжетных линий картины связана, к примеру, с заключением тяжёлого для молодой республики Брестского мира. И, право, зритель вместе с Чичериным-Филатовым как бы проживают и переживают эти события, пропускают их через собственную душу — такова убедительность игры исполнителя заглавной роли.

Мы видим народного комиссара в разных обстоятельствах, разной обстановке: события фильма происходят в Лондоне, Генуе, Петербурге, Москве, но, конечно же, особый интерес у нас, тамбовских жителей, представляют кадры, снятые на Тамбовщине. Чичерин, где бы он ни находился, всегда помнил уголок России — тамбовское село под названием Караул, где была его «малая родина». Поездка в родные пенаты, встреча с няней, свидание со знакомой с детства природой — всё это словно глоток из живительного родника ключевой воды придало новые силы измученному заботами и делами наркому иностранных дел Советской России. Очень поэтичная сцена в ряду сцен всего фильма.

Пришло время упомянуть, что немалую роль в ленте играет и… музыка. Притом музыка именно Моцарта. Чичерин, можно сказать, боготворил творчество великого австрийского композитора. В тяжёлые минуты и в минуты радости Георгий Васильевич поднимал крышку рояля, касался клавиш, и из-под его талантливых рук возрождалась любимая им музыка. Кстати, рабочее первоначальное название сценария фильма было и такое — «Революция и Моцарт». Оно отображало и называло две составные части жизни, судьбы и личности Г. В. Чичерина.

Несомненно, какие-то сожаления после просмотра ленты остаются. Осталось, к примеру, чувство неудовлетворённости, что только такой короткий отрезок жизни Чичерина сумели осветить авторы ленты. Как он жил до 1917 года? Что с ним было после Генуи, после его знаменитой речи с призывом о всеобщем и всемирном разоружении?.. Тамбовчанам могут показаться до обидного короткими тамбовские эпизоды фильма…

Но главное, конечно, не сожаления, а чувство радости от встречи с хорошим фильмом, прекрасной игрой талантливого актёра. «Чичерин» не сразу выходит на широкий экран, и мы планируем после Всесоюзной премьеры этой картины провести её читательское обсуждение на страницах «Комсомольского знамени».

/1986/
_____________________
«Комсомольское знамя», 1986, 16 мая.










© Наседкин Николай Николаевич, 2001


^ Наверх


Написать автору Facebook  ВКонтакте  Twitter  Одноклассники



Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru