Это - зеркало.
Основной
сайт автора
без рекламы!
niknas.hop.ru

Николай Наседкин


КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО

КУЛЬТУРА


Обложка

Поединок на острове

Смотрел в театре спектакль «Остров» по пьесе Э. Акопова ещё раз. Потом открыл «Литературную газету» — целая полоса писем-откликов на судебный очерк А. Ваксберга «Обед на песке», который не так давно был в «Литературке» опубликован. Как же наболела эта тема! Как же омерзела многим людям трусливая жестокость и уверенность в безнаказанности тех подонков, что любят, собравшись стаей, поиздеваться над одиноким прохожим в тёмном переулке или запугать парочку туристов на пустынном островке. Просто поиздеваться.

По-разному ведут себя люди, столкнувшись на узенькой дорожке с группой хулиганствующих подлецов. Один малодушно и унизительно стерпит все издевательства. Другой, чувствуя свою силу, вступит в единоборство даже с целой компанией приблатнённых юнцов, покажет им, «где раки зимуют». Третий же, пусть даже он не каратист и не штангист, но человек, обладающий гордым и сильным характером, может сгоряча покалечить хотя бы одного из подонков, чтобы остановить других. Именно так поступил герой очерка «Обед на песке». Но в спектакле «Остров» финал схватки между жертвами и их мучителями ещё более трагичный и неожиданный… Впрочем, о финале — позже.

Не затянулось ли вступление к рецензии на новую работу облдрамтеатра? Отнюдь нет. Именно такие мысли, ассоциации возникают в душе по ходу спектакля «Остров», при анализе его содержания. Очень хочется подчеркнуть именно злободневность и достоверную трагичность развёртывающихся на сцене событий.

Кульминация возникает с появлением на сцене персонажа по кличке Рыжий, играет которого артист П. Соколов. Не случайно, видимо, режиссер-постановщик спектакля В. Круглов решил отказаться от традиционного антракта между действиями, чтобы не снизить накал зрительского восприятия неуклонно мчащихся к трагическому финалу событий.

В пьесе «Остров» и в постановке по ней всё подчинено слову, интонации, подтексту, психологическому (да и физическому) поединку персонажей. Именно поэтому так скупо, но ёмко и образно оформлена сцена (художник Г. Золотарёв) — квадрат острова, круг солнца, треугольник неба. Геометричность декораций как бы олицетворяет жизнь главного героя, аспиранта-математика (артист А. Яцевич). Жизнь, построенную на логике, расчёте, ясную, как дважды два, правильную до тех пор, пока не смяла её безжалостная роковая встреча на острове с Рыжим и его приятелями.

Ещё читая программку, можно догадаться, что тема жестокости и трусости в пьесе решается в притчевой манере. Обозначения действующих лиц подчёркивают это — Он, Она, Первый, Второй, Рыжий. Автор сводит на сцену — остров — не конкретных, так сказать, индивидуальных людей, а характеры. Да и сам остров, кстати, не что иное, как прозрачная аллегория. Под ним подразумевается та самая «узенькая дорожка», на которой каждый из нас может столкнуться и порой сталкивается в жизни с каким-нибудь Рыжим и его компанией. Немудрено, что мы, зрители, остро переживаем, следя за действием, потому что невольно ставим себя на место героя — а как бы я поступил в данной ситуации?

Итак, характеры. Он — аспирант и подающий надежды, «шибко грамотный», как скажет о нём Второй, — невольно смотрит на многих свысока, уверен в себе и своём будущем. В критической ситуации, когда надо сделать решительный выбор между трусостью и смелостью, благородством и подлостью, жизнью и смертью, наконец, ему придётся пережить сложнейший душевный переворот. Очень непростая роль, и артист А. Яцевич, надо сразу сказать, играет её достаточно убедительно.

Она (арт. И. Максимова) — слабая, на первый взгляд, беззащитная, горячо верит в любовь, легко ранима. В драматической ситуации находит в себе силы встать на защиту любимого человека, любви.

Первого играет артист М. Березин. Его герой — человек, постоянно испытывающий страх. Он целиком и полностью подчинился силе, жестокости Рыжего, и безвольная трусость стала обычным состоянием его существования. Хотя зачастую, по воле драматурга, режиссёра и самого артиста, персонаж этот вызывает смех в зрительном зале. Но, мне кажется, наиболее полно характер Первого проявляется в сцене несостоявшегося бунта. Как же больно сознавать, что жизнь, судьба этого человека мимоходом загублена подонком Рыжим, и ещё больнее сознавать, что, видимо, не поднимется он с колен уже до конца своих дней.

Второй имеет в спектакле ещё и «кликуху» — Дед Мороз. Это — очень интересный дебют на сцене студента Тамбовского филиала Московского института культуры О. Шмарова. Второй — мальчишка, душа и характер которого до конца ещё не сформировались. Беда его в том, что он попал под влияние Рыжего, что видит в этом подлеце кумира. Дед Мороз способен быть добрым, честным, наивным, но ясно, что, если бы не трагический финал поединка на острове, из него вырос бы в конце концов новый Рыжий. Только и всего.

И наконец, вот он, Рыжий. Сам он называет себя «простым шоферюгой», но держится этаким Наполеоном, владыкой чужих судеб, повелителем более слабых и трусливых. Психологически точно играет артист П. Соколов эту роль. За внешней вежливостью негромкого голоса, за плавностью жестов, за элегантным обликом с первого же появления Рыжего на сцене в этом персонаже угадывается существо хищное, жестокое и подлое. Он особенно страшен в первую очередь тем, что умело и расчётливо калечит души мальцов вроде Деда Мороза, и не менее страшен тем, что может, не задумываясь, искалечить физически человека, если тот слабее и встал на его пути.

Несколько психологических тем исследуется в спектакле «Остров». Как жестокость порождает жестокость. Как из маленькой уступки — трусости — вырастает большой страх и предательство. Как неправильно порой оценивает человек себя и окружающих.

На, казалось бы, необитаемом островке оказываются Он и Она, чтобы побыть наедине со своей любовью. Неожиданно они обнаруживают Первого, который вызывает смех, жалость и раздражение. Потом появляется Второй, и с этого момента начинается поединок, пока, правда, на уровне слов, угроз и истерик. Наконец, вступает на сцену Рыжий, и поединок силы и слабости, жестокости и трусости, подлости и человеческого достоинства разворачивается на наших глазах во всей своей сложности.

Аспирант вроде бы подавлен, унижен, побеждён, но в финале он сумел страшной ценой победить себя, ситуацию, поставить на колени Рыжего. Сумел остаться человеком. Как? Посмотрите сами. Во многом этот удачный серьёзный спектакль тамбовского театра впечатляет своим закономерным, но, поверьте, совершенно неожиданным финалом.

/1985/
_____________________
«Комсомольское знамя», 1985, 5 апреля.










© Наседкин Николай Николаевич, 2001


^ Наверх


Написать автору Facebook  ВКонтакте  Twitter  Одноклассники



Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru