Это - зеркало.
Основной
сайт автора
без рекламы!
niknas.hop.ru

Николай Наседкин


КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО

КУЛЬТУРА


Обложка

Выбор

Сегодня во всех городах и сёлах нашей страны состоится демонстрация фильма сценариста Н. Леонова и режиссёра И. Гостева «Европейская история». Без преувеличения, сотни тысяч советских людей соберутся в кинотеатрах на своеобразный антивоенный киномитинг, чтобы вместе с авторами ленты поразмышлять над обстановкой в мире, которая, по выражению политических обозревателей, «приближается к точке кипения».

Итак, на экране — злободневная политика. В основе сюжета — борьба двух политических партий одной из западноевропейских стран, вопрос размещения в Европе американских ракет, вмешательство ЦРУ во внутренние дела других государств… Кто-нибудь из юных читателей наших наивно может подумать: дескать, каждый день об этом слышу по радио, вижу по телевизору, читаю в газетах, так ещё и кино об этом смотреть? Да! Во-первых, фильм обращён как раз во многом к сердцам тех людей, которые почему-то считают, что можно в наше время стоять в стороне от политики, не думать о судьбе мира, не отдавать все свои силы борьбе против войны. «Европейская история» очень убедительно показывает и доказывает, что «першинги» и крылатые ракеты, размещаемые в Европе — это конкретная смертельная угроза каждому человеку на земле, будь он жителем Западного Берлина, Варшавы или Тамбова. А во-вторых, эта политическая тема решается на экране приёмами кинематографическими, художественными, образными и наглядными.

Итак, о первой составляющей ленты — политической злободневности. Из материалов прессы мы хорошо знаем, что по всей Западной Европе ширится движение против размещения на её территории американской «крылатой смерти» среднего радиуса действия. И каждый ли, в связи с этим, сможет ответить на вопрос: если западноевропейцы против, то почему ракеты всё же размещаются? Ответить на этот нелёгкий вопрос поможет «Европейская история».

Всего пять напряжённых дней накануне муниципальных выборов из жизни крупного западноевропейского города предстанут перед нами на экране. За портфель мэра округа борются два кандидата. Один из них — доктор Хайден, социал-демократ, выступающий за экономическое сотрудничество с Советским Союзом, противник размещения на территории округа американских ракет. Другой — неофашист Олден, ставленник крупных капиталистов и ЦРУ, запугивающий избирателей «красной угрозой» и прямо провозглашающий спасение в «першингах» и крылатых ракетах. Это нам с вами, советским людям, совершенно ясно, что правда на стороне доктора Хайдена, но избирателям округа разобраться в ситуации не так-то просто. До самого последнего дня неясна ситуация — на чьей же стороне будет победа.

Сторонники есть у каждого кандидата. Но если честный, и добропорядочный Хайден ограничивается в основном лишь предвыборными речами, то Олден не только «пудрит мозги» на митингах избирателям, но и активно борется против Хайдена, применяя с помощью своих покровителей самые грязные средства — подкуп, шантаж, клевету, убийства… В этой накалённой обстановке очень многое, если не всё, зависит от того, на чью сторону встанет влиятельный политический обозреватель газеты «Трибюн» Петер Лоссер, имеющий репутацию безукоризненно честного и объективного человека. Авторы фильма, может быть, несколько упростили проблему, наделив Лоссера таким сверхповышенным влиянием на политическую жизнь общества, но это дало им возможность предельно заострить мысль о необходимости выбора своего места в современной политической борьбе, дало возможность цельно и художественно выстроить сюжет картины. В сущности, вопрос — на чьей стороне Петер Лоссер — можно и нужно по замыслу авторов трактовать так: на чьей стороне, Хайдена или Олдена, жители округа? Мучительные колебания, страх, непонимание родных и близких испытает Петер Лоссер прежде чем сделает единственно возможный, честный и мужественный выбор.

Но вернёмся к образу Олдена. Он страшен в первую очередь тем, что оболванивает представителей юного поколения, для которых Гитлер и страшная война — всего лишь плохо изученная история. Олден со своими покровителями из-за океана и их приспешниками умело, надо отдать ему должное, затрагивает самые чувствительные струны юных душ. «Я ваш, ребята! — кричит фарисей. — Я дам вам работу, я сделаю вас богатыми и счастливыми!.. Вы же смелые, ребята, неужели вы будете спокойно сидеть и ждать пока русские не придут и не побьют вас!..»

Олден втискивает в неокрепшие головы отголоски гитлеровской маниакальной идеи о «сверхчеловеке», избранности нации и т. п. И это, увы, действует. Даже сын Петера Лоссера, Тони, выступает в начале фильма сторонником Олдена. А, например, дочь Лоссеров, Валерия, вообще не интересуется политикой. Почему? Ведь и отец и мать прошли через войну, более того, все родные со стороны матери стали жертвами гитлеровских концлагерей. Откуда такое равнодушие к истории или неправильное её понимание? Большое принципиальное значение в этом плане имеет в фильме разговор-спор между отцом и сыном Лоссерами о политических убеждениях, смысле человеческого существования.

Одним словом, тема ленты «Европейская история» более чем злободневна и насущна. Что же касается художественного её воплощения на экране, то об этом лучше судить самому зрителю. Отмечу только, что, режиссёр И. Гостев, снявший ранее известную кинотрилогию («Фронт без флангов», «Фронт за линией фронта» и «Фронт в тылу врага»), руководствовался при съёмках новой ленты убеждённостью, что «документальная точность, а значит, доверие зрителя — одна из притягательных сторон остросюжетного жанра». Да, есть в «Европейской истории» хитросплетения интриги, но не они являются главным для создателей фильма и для нас, зрителей.

Можно заметить и некоторые просчёты ленты, главным образом, на сценарном уровне. Не совсем, например, обоснованно в начале сюжета спокойное отношение Петера Лоссера к неофашистским устремлениям сына. Очень уж быстро и резко происходит перерождение Тони в финале. Мало материала отпущено исполнителю роли редактора коммунистической газеты Гамелина… Впрочем, все эти упущения возникли потому, что авторы постарались уложить столь объёмный материал в одну серию. Лента от этого много выиграла, но, разумеется, что-то и потеряла.

И наконец, в «Европейской истории» снялось целое созвездие популярнейших актёров советского и польского кино — В. Тихонов (Петер Лоссер), Б. Тышкевич (Анна Лоссер), Л. Филатов (репортер Хайнц Ренке), Т. Акулова (невеста Хайнца), А. Масюлис (сотрудник ЦРУ Коллер), В. Стржельчик (Хайден), Ю. Будрайтис (помощник Хайдена), С. Микульский (редактор коммунистической газеты), В. Шевельков (Тони Лоссер) и другие. В одном из интервью во время съёмок фильма Вячеслав Тихонов сказал, что он давно искал материал, который позволил бы ему как гражданину высказать своё отношение к жгучим проблемам сегодняшней международной политики.

Сегодня в 19 часов в кинотеатрах области состоится Всесоюзная премьера фильма, который обязательно должен отозваться в сердцах зрителей тревожным, предупреждающим набатом.

/1984/
_____________________
«Комсомольское знамя», 1984, 21 сентября.










© Наседкин Николай Николаевич, 2001


^ Наверх


Написать автору Facebook  ВКонтакте  Twitter  Одноклассники



Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru