Николай Наседкин


КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО

КУЛЬТУРА


Обложка

Молодость таланта

Размах соболиных бровей, глаза с таинственным и лукавым блеском, словно драгоценные агаты, обворожительная улыбка открывает жемчужный ряд зубов, пышные кружева платья кокетливо приоткрывают точёную шею, изящная фигурка перетянута в тонкой талии ярким пояском…

Такой увидел лично я впервые Елену Тюрганову в роли Сильветты из спектакля «Романтики» по пьесе Ростана.

Сведённые в напряжённом строгом раздумье брови, в глазах, потемневших от усталости, мерцают непреклонная решимость и ненависть к врагу, губы плотно сжаты, колючая шаль укутывает голову, шею, плечи, бесформенная телогрейка военного образца, кирзовые сапоги неумолимо старят…

Такой предстала Лена в роли Зоси из постановки по повести В. Быкова «Пойти и не вернуться».

Контраст поразительный. Но больше того: несколько раз увидев Тюрганову в одной и той же роли — жены Державина — в спектакле «Что есть истина…», я убедился, что и в рамках одного образа она постоянно меняется. Нельзя сказать, что лучше или хуже играет, просто сегодня, к примеру, Катенька Державина чуть оживлённее, назавтра она может быть задумчивее, появится какой-то новый жест, и так, по-видимому, до бесконечности.

— А как же иначе? — говорит Лена. — Ведь если штамповать каждый вечер один и тот же застывший образ, то это будет уже не творчество, а просто-напросто ремесленничество.

Убеждение это сформировалось в её душе ещё за годы ученичества во многом под влиянием преподавателя Ростовского училища искусств М. М. Ваховского. Кстати, многие тамбовчане должны помнить и знать этого интересного человека по работе его главным режиссером театра имени А. В. Луначарского. Не случайно, видимо, Лена Тюрганова оказалась после окончания училища в Тамбове…

Впрочем, я забегаю вперёд, надо хотя бы вкратце рассказать о рождении мечты. Восемь классов Лена оканчивала в Темрюке. Удивительный город! Направо, как говорится, пойдёшь — к Азовскому морю придёшь, налево поедешь — до Чёрного моря рукой подать, а через сам город течёт полноводная красавица Кубань. Уютный Темрюк утопает большую часть года в цветах, бархатится виноградниками. Райский уголок, одним словом. Только, вот беда, нет в этом районном городке своего театра. А Лена с детства всерьёз «болела» мечтой о сцене. Мало ли, можно подумать, провинциальных девчонок мнят себя будущими киноактрисами, сорвав первые аплодисменты зрителей в самодеятельных концертах. У Лены Тюргановой к лёгким крыльям тривиальной мечты был словно бы подвешен сильный двигатель целеустремленного, решительного не по возрасту характера.

Она вообще очень внутренне сильный человек и в жизни, и в творчестве, что при внешней хрупкости её облика не может не вызывать уважения. А трудностей в жизни Лене хватало. У выпускников театральных учебных заведений экзамены не кончаются с получением диплома. Главное испытание — дебют на сцене. И вот Лена, будучи молодой мамой с грудным сынишкой на руках, сумела сдать экстерном все выпускные экзамены. У неё хватило самообладания долго ждать вызова из Тамбова, где уже был зачислен в труппу её муж, Анатолий Гаврилюк, и за удивительно сжатый срок подготовить роль Машеньки из одноимённой пьесы А. Афиногенова. Роль, как принято скромно говорить в театральном мире, получилась.

Е. Тюрганова играет много и напряжённо: после Машеньки — Нину в «Нравоучении с гитарой» А. Вампилова, Анну в «Древе жизни» Д. Матковски, сказочную Белоснежку, Сильветту, Зосю, Катеньку Державину… Её уже знают, ценят и любят зрители, она получает, можно сказать, и общественное признание — становится в 1981 году лауреатом областного смотра-конкурса артистической молодёжи.

Мне, да, наверное, и каждому из нас всегда интересно — каков артист не на сцене, а в обыденной жизни. Сама Лена говорит, что на сцене она совсем, совсем другая. И правда, в повседневности она чуть спокойнее Сильветты, чуть оживлённее Зоси, а в общем — всегда обаятельная, милая, скромная женщина, заботливая мать и жена. А по большому счёту — перспективная и многообещающая артистка.

/1984/
_____________________
«Комсомольское знамя», 1984, 7 марта.










© Наседкин Николай Николаевич, 2001


^ Наверх


Написать автору Facebook  ВКонтакте  Twitter  Одноклассники



Рейтинг@Mail.ru