Это - зеркало.
Основной
сайт автора
без рекламы!
niknas.hop.ru

Николай Наседкин


КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО

КУЛЬТУРА


Обложка

Серьёзные игры в потешные куклы

Жила-была в Тамбове девочка. Как и все её подружки, в куклы любила играть. Подружки, повзрослев, куклы забросили, а Марина Попова как играла, так и продолжает, но теперь уже, как говорится, на полном серьёзе — в театре кукол.

В школе Марина увлекалась биологией. Все её близкие и родные так и прочили ей «биологическую» стезю в будущем. Она и сама подумывала о биофаке, однако жизнь повернула иначе. По-настоящему поняла Марина, что куклы её призвание, в одном из сёл Калининский области, где довелось работать ей одно время заведующей автоклубом. Создала она там с местными ребятишками кукольный кружок. У самой тогда опыт в этом деле был ещё самый маломальский, а здесь пришлось и режиссёром-постановщиком быть, и задатки художника проявлять, и жилку педагогическую в себе находить…

Рождались спектакли, может быть, несовершенные, но сколько радости доставляли они сельчанам! А главное, воспитывали занятия в кукольном кружке самих маленьких артистов, помогали творческому росту их юной наставницы.

Когда ехала Марина домой, уже твёрдо решила — на работу будет устраиваться только в кукольный. Знала уже, что ждёт её труднейший «вступительный экзамен» — надо было показать всё, на что способна. Кстати, артист-кукольник должен не только «чувствовать куклу», но и уметь танцевать, декламировать, петь. Мини-концерт Марины Поповой, показанный единственному зрителю, прошёл, как говорится, с успехом. Зрителем был Николай Михайлович Одинцов, который в то время как раз стал главным режиссёром театра. Так появилась в коллективе новая ученица актёра.

— Трудолюбие Марины просто удивительно, — рассказывает директор театра Е. М. Аскарова. — Помню, пришлось раз задержаться мне допоздна с отчётом. Перед уходом обошла театр и вижу: на сцене Марина в одиночестве репетирует. А на часах уже почти одиннадцать вечера…

М. Попова сразу поняла, что для артиста-кукольника, помимо творческих способностей, не меньшую роль играет, так сказать, техническая сторона дела — умение виртуозно управлять куклой. Это можно сравнить с учёбой пианиста, который ежедневной многочасовой игрой на инструменте добивается «таланта рук». Важно актёру обладать пластичностью, естественностью, искренностью при работе с куклой, чтобы зритель видел не игру, а саму жизнь на сцене. Сказано громко? Возможно. Но это — высшая цель артистов, и Марине в последних работах удается вдохнуть в своих кукольных героев дыхание жизни.

Вот, например, роль Скрипки в спектакле «Остров пополам» режиссёра-постановщика А. Истомина — одна из последних работ артистки. В пьесе этот образ выглядит несколько прямолинейным и однобоким. Марина добавила к характеру своей Скрипки новые чёрточки: сделала её озорной, кокетливой, хохотушкой, и образ стал запоминающимся.

Совсем другой подход к роли пионерки Маши в новогоднем спектакле «Воробей Пашка». Роль игралась в «живом плане», она потребовала от Марины всех её драматических способностей. Одно дело общаться со зрителем с помощью куклы, и совсем другое — непосредственно, без всякой ширмы.

— А не влечёт, — спрашиваю Марину, — сцена драматического театра?

— Трудно сказать. Мир этого театра, с которым наш находится в одном здании, прекрасно мне знаком: моя старшая сестра, Валентина, актриса драматической труппы, сама я уже пробовала играть у них в эпизодических ролях, но… У нас такие разные зрители. Очень люблю играть именно для детей.

Есть в Тамбове подростковый клуб «Романтик», там-то и создала она снова кукольный кружок. Трудностей — не перечесть! Помещение малюсенькое, кукол да обидного мало, однако уже первые спектакли кружка посмотрели члены и гости подросткового клуба, воспитанники одного из детских домов.

Главное в Марине Поповой, как я понял, то, что она всё в своей жизни делает всерьёз и с увлечением. Создаёт кукольные кружки и выпускает стенгазеты, заканчивает учёбу в культпросветучилище заочно и осваивает новые роли, репетирует и играет — всё всерьёз, с полной отдачей. И ещё до самозабвения учится, учится и учится искусству актёра у старших товарищей по сцене — Валерия Перелётова, Василия Вишнякова, Владимира Юдина, Галины Истоминой и других. Учится у сестры, заслуженной артистки РСФСР Валентины Поповой.

…Живёт в Тамбове девушка по имени Марина. Играет в куклы. И если, по известному выражению, счастье — в работе, Марина — счастливый человек.

/1984/
_____________________
«Комсомольское знамя», 1984, 29 января.










© Наседкин Николай Николаевич, 2001


^ Наверх


Написать автору Facebook  ВКонтакте  Twitter  Одноклассники



Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru