Николай Наседкин


КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО

КУЛЬТУРА


Обложка

Комедия на сцене

Уже многие тамбовские зрители успели убедиться, что наши гости из Таганрога — чрезвычайно весёлые люди. Даже удивительно, что в названии их театра отсутствует слово «комедия». Впрочем, дело ведь не в названии, верно? А то, что комедийные спектакли у таганрожцев получаются — факт.

В каждой постановке режиссёры и артисты стараются найти изюминку, сделать акцент на чём-нибудь одном, главном, по их мнению. И во многих случаях попадание, так сказать, в десятку приносит творческую победу коллективу. Например, сумели таганрожцы по-своему подать старую комедию К. Гольдони «Хитрая вдова». Спектакль этот по жанру — музыкальный и на этом, простите за невольный каламбур, сыграли постановщик Г. Цветков, музыкальный оформитель А. Каневский и постановщик танцев И. Новикова. Контраст между старинными одеяниями действующих лиц и сверхсовременной (вплоть до рок и поп) музыкой, а также зажигательными молодёжными танцами под неё привнёс в спектакль действительно необычайно комический эффект. Карнавальная атмосфера, царящая на сцене, стремительный ритм постановки помогают артистам играть на едином дыхании, что создаёт впечатление импровизации с их стороны. Притом ярко выраженные национальные типажи, которые лепят исполнители — кичливого испанца (В. Коленко), ревнивого и темпераментного итальянца (А. Петренко), легкомысленного француза (А. Гогава), богача англичанина (А. Феденко) — вносят в действие элементы комедии масок, шутовства, пародии. Смех в зрительном зале не смолкает весь вечер.

Удачный ход, в полной мере использованный таганрогским театром, был заложен уже в самой пьесе драматурга П. Шеффера «Тёмная история». Каламбурный подзаголовок — «Беспросветная комедия в 2-х фазах напряжения 220 вольт» — заставляла догадываться зрителей, что многое здесь будет связано со светом, а вернее, с его отсутствием. И точно, почти всё действие спектакля «из западной жизни» разворачивается якобы в кромешной темноте. Большие артистические способности и комические задатки потребовались от исполнителей, чтобы на ярко освещённой сцене играть, образно говоря, «на ощупь».

Особенно приятно поразил зрителей Н. Обухов. Многие видели его исполнение главной роли в «Чёрном монахе», где артист достоверно сыграл полный трагизма образ Коврина. И вот такое разительное перевоплощение в этой постановке. Герой Н. Обухова — небогатый молодой человек по фамилии Миллер является женихом дочери состоятельного папаши. Чтобы пустить пыль в глаза будущему тестю, он уставил свою комнату антикварными вещами, мягко говоря, позаимствованными без спроса у одного знакомого. Естественно, хозяин драгоценностей объявляется в самый ненужный момент. Перегоревшие пробки спасают Миллера от скандала, но…

Впрочем, что ж тут пересказывать — надо было видеть, как на всю катушку использовали таганрожцы комические ситуации анекдотической «Тёмной истории». Хохот в зрительном зале доходил порой до гомерического.

Если на спектакле «Хитрая вдова» мы посмеялись добродушно (ушедшие времена, ушедшие нравы!), если на «Тёмной истории» в нашем смехе нет-нет, да и преобладали иронические и даже саркастические нотки (надо же так преклоняться перед кошельком!), то на комедии по пьесе Э. Брагинского «Сдаётся комната одинокому мужчине» большинство зрителей, вернее — зрительниц, смеялись, если можно так выразиться, с грустинкой. Ещё бы, известный драматург снова, в который раз исследует наболевшую проблему нашей сегодняшней действительности — одиночество.

Если говорить об акценте в этом спектакле, то он, конечно же, сделан на содержании пьесы. Притом, хотя слово «одиночество» в заглавии отнесено к мужчине, но ещё до начала первого действия было ясно, что речь пойдёт в первую очередь (Брагинский же!) о счастье и несчастье в семейной жизни женщин. Здесь много сходного по настроению с пьесой того же автора «Игра воображения», которую, как многие помнят, не так давно мы смотрели в постановке Ульяновского драмтеатра. Главная героиня таганрогской постановки Альбина (Э. Брусницына) тоже, как и многие герои той пьесы, увлеклась игрой воображения, придумала себе счастливую любовь, мифического Костю и пытается уверить в его существовании подруг и знакомых. Что ж, узнаваемая ситуация. Режиссёр-постановщик М. Апарцев сумел создать на её основе хороший добрый и серьёзный спектакль, жанр которого можно обозначить как грустная комедия…

В этом небольшом обзоре речь шла о самых характерных комедиях Таганрогского театра. Кому-то, может быть, больше понравились другие постановки — не будем спорить. Главное, хотелось сказать добрые слова о таланте наших гостей, таланте комедийном. Сегодня театр даёт последнее представление. Прощаясь с таганрожцами, мы говорим им огромное спасибо за прекрасные гастроли

/1983/
_____________________
«Комсомольское знамя», 1983, 31 августа.










© Наседкин Николай Николаевич, 2001


^ Наверх


Написать автору Facebook  ВКонтакте  Twitter  Одноклассники



Рейтинг@Mail.ru