Это - зеркало.
Основной
сайт автора
без рекламы!
niknas.hop.ru

Николай Наседкин


КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО

КУЛЬТУРА


Обложка

Грани и контрасты

В старину принято было определять успех или неуспех премьеры по количеству вызовов автора и артистов на сцену после спектакля. По этой мерке новую постановку Тамбовского театра к явным удачам отнести трудно. Впрочем, подчеркну, что пока отнести трудно. Думается, и режиссёр В. Новиков, и худсовет театра сами также не считают работу над этой вещью полностью законченной. Не исключено, что на десятом или двадцатом представлении и произойдёт то чудо, когда зрительный зал, как один человек, затаив дыхание, будет сопереживать происходящей на сцене драме, а потом выплеснет свои эмоции, как говорится, в бурных и продолжительных аплодисментах.

Большая часть потенциального успеха постановки заложена уже в самом литературном материале. В. Быков с присущим ему мастерством выстроил фабулу повести «Пойти и не вернуться» так, что драматическое напряжение увеличивается по мере развития действия, пока вся накопленная, словно в сжимаемой пружине, энергия не взрывается в финальной сцене. В основу сюжета «Пойти и не вернуться» положена история нравственного падения человека. Потому-то и связан с образом Антона, в первую очередь, динамизм спектакля.

Артист В. Голобородов, в общем-то, достоверно подаёт своего героя. Но ему не всегда удается выдержать, так сказать, ритм деградации личности Антона. Быковский Антон превращается из обычного человека в подлеца, предателя и убийцу незаметно для самого себя и совсем неожиданно для Зоси. С начала и почти до конца жизни Антона на сцене у него слова постоянно расходятся с делами. Поэтому-то резкой грани между «положительным» Антоном и «отрицательным» не может быть. Он всё время, в сущности, один и тот же, только в начале он совершает вроде бы благородные поступки (заботится о Зосе и т. д.), но выдает себя на словах — такие его откровения, как: «Я рядовой, моё дело телячье», «Я честно воевал все восемь месяцев!» и другие — уже дают возможность догадываться об его шкурнической сущности. Но только догадываться. Потом же, по ходу действия, у Антона ещё прорываются правильные слова о долге, о любви, но в поступках он всё сильнее и откровеннее разоблачает сам себя.

Вот этот-то «динамизм статичности» образа и не удалось, по-моему, полностью показать В. Голобородову. Несколько по упрощенной схеме происходит страшная метаморфоза с его героем.

Зосю играет в спектакле Елена Тюрганова. Артистка стремится строить образ на контрасте между внешней слабостью девушки и её большой внутренней силой. Но, может быть, — чересчур подчёркивая внешнюю слабость Зоси, Е. Тюрганова невольно способствовала тому, что главный акцент драмы несколько сместился. Вопреки драматическим традициям, в этом произведении, на первый взгляд, зло остаётся безнаказанным. Совершив свой подлый выстрел в Зосю, Антон исчезает бесследно. Но во время чтения повести в нас растёт убеждение, что предателя обязательно накажет сама жизнь. Это убеждение крепнет по мере того, как мы всё лучше и лучше узнаём Зосю, именно её образ несёт оптимистичное начало в произведении. Как такой убеждённости добиться у зрителя? Может быть, надо показать Зосю всё же не такой уставшей и отчаявшейся, какая есть она в сегодняшнем исполнении Е. Тюргановой? Сломленная фигурка по преимуществу сидящей или даже стоящей на коленях героини Е. Тюргановой, кроткий голосок, замедленность жестов заставляют забывать о её силе духа, о том, что победителем в поединке двух противоположных мировоззрений оказаться должна Зося…

Впрочем, оговорюсь, проблемы новой постановки лучше знают сами её авторы, и им самим решать их. Я лишь высказываю мысли зрителя по поводу премьеры. На наш взгляд — из зрительного зала — не совсем понятно и художественное оформление спектакля (художник Н. Золотарёва). Все эти то возникающие, то исчезающие конусы и пирамиды из белой материи создают совершенно противоречивые впечатления и картины даже у двух рядом сидящих зрителей…

Может сложиться мнение, что спектакль не получился. Это всё же не так. Спектакль есть, и очень интересный. Но сегодня пришлось как раз поговорить о том, что мешает ему стать событием в жизни областного театра. «Пойти и не вернуться» — произведение актуальное, несущее большое воспитательное значение, особенно для молодёжи. Хотелось бы, чтобы его театральное воплощение, соответствовало уровню литературного первоисточника.

/1983/
_____________________
«Комсомольское знамя», 1983, 25 февраля.










© Наседкин Николай Николаевич, 2001


^ Наверх


Написать автору Facebook  ВКонтакте  Twitter  Одноклассники



Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru