Николай Наседкин


КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО

КУЛЬТУРА


Обложка

Тот самый Жванецкий…

Есть такое выражение — «гомерический хохот». Помню, мне очень хотелось испытать его на себе, и мечта, наконец, однажды сбылась на концерте с участием Аркадия Райкина. С тех пор я очень полюбил этот довольно редкий для эстрадных зрителей вид смеха и бережно храню в памяти встречи с магами сатиры и юмора, способными его вызывать. И вот вчера вновь посчастливилось вдоволь похохотать в Концертном зале областной филармонии.

Да, выступал тот самый Михаил Жванецкий, чьи сатирико-юмористические монологи с удовольствием включает в свой репертуар Аркадий Райкин и чьи интермедии, без преувеличения, создали славу знаменитым одесситам Карцеву и Ильченко. Кстати же, об одесситах — они сделали новый спектакль «Играем Жванецкого» в Московском театре миниатюр, и хронические аншлаги на него — единственное, что не вызывает смеха, разумеется, у тех, кто не достал билетов.

Это тот самый Жванецкий, чьё выступление в телепередаче «Вокруг смеха» заставляет смеяться сразу миллионы людей во всех уголках Советского Союза и даже самого, обычно довольно сдержанного, ведущего передачи Александра Иванова.

И вот он, сам Жванецкий, на эстраде нашей филармонии. Есть какой-то трудноуловимый, но существенный нюанс в авторском исполнении, который делает его интереснее, чем исполнение пусть даже самого талантливого эстрадного профессионала. Притом, если учесть, что Михаил Жванецкий читает мастерски и артистично (что даётся отнюдь не каждому автору), то становится понятным его стремление самому выступать на эстраде, становится понятным громкий и заслуженный успех этих выступлений.

Сам он себя в шутку называет «говорящим писателем», а свои смешные монологи всерьёз считает диалогами: ведь зритель тоже участвует в разговоре смехом и аплодисментами, которые иногда красноречивее всяких слов. И ещё ему очень важно видеть глаза людей, к которым он обращается, и потому зал ярко и непривычно залит светом.

А контакт взглядов нужен М. Жванецкому потому, что в его сатирических монологах не всё лежит на поверхности. Впереди меня в зале сидела с мамой девочка лет десяти-двенадцати. Знаете, девочка эта почти не смеялась, хотя и — было заметно — очень этого хотела. От неё ускользала вся подводная и основная часть смеха-айсберга сатирика.

В юморе М. Жванецкого есть ещё одна характерная черта: у него очень мало рассказов, в которых вся соль и весь перец смеха преподносятся в самой концовке. У него именно эстрадные рассказы: каждая строка и чуть ли не каждое слово заряжены зарядом сатирического веселья, и потому смех в зале стоит непрерывный и заразительный.

Кто-то, может быть, ждёт что я рискну привести в пример образчик юмора «говорящего писателя». Это — бесполезно и неисполнимо. Жванецкого надо слышать. Надо просто, как один мой знакомый, спросить кого-нибудь:

— Это тот самый Жванецкий, который: «Нормально, Григорий? Отлично, Константин!» говорит? — и, получив утвердительный ответ, спешить на концерт.

И в заключение нельзя не упомянуть о партнёрах писателя-сатирика по программе. Курский фольклорный ансамбль «Тимоня» и поэт-импровизатор, а также пародист Вадим Данилкин имели вполне заслуженный успех у зрителей. Если на их долю и досталось меньше аплодисментов и смеха по сравнению с М. Жванецким, то только чуть-чуть. Они так же «виновники» того, что в зале областной филармонии два часа царила феерия смеха.

/1982/
_____________________
«Тамбовская правда», 1982, 21 ноября.










© Наседкин Николай Николаевич, 2001


^ Наверх


Написать автору Facebook  ВКонтакте  Twitter  Одноклассники



Рейтинг@Mail.ru