Николай Наседкин


КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО

КУЛЬТУРА


Обложка

Чувство меры

Действительно, споров по поводу фильма «Родня» хватает. Но, замечу, «страстных поклонников», к каковым, видимо, относится и В. Ермошкина, у новой ленты Н. Михалкова, если судить по критической прессе, значительно больше. Я отнюдь не отношусь к числу «яростных противников» этого фильма, но хочу сказать, что такого бесспорного успеха, какой имели у зрителей картины «Неоконченная пьеса для механического пианино» и «Пять вечеров», у «Родни» нет как нет. Рискну предположить, что многие посмотревшие фильм испытали определённое разочарование.

«Неоконченная пьеса для механического пианино» — фильм эталонный для всего творчества Н. Михалкова; это своеобразный творческий рекорд, который побить самому же автору пока не удаётся. В этой ленте режиссёр о серьёзных вещах — смысле жизни и существования человека, взаимосвязях близких людей — повествовал, как говорится, на полном серьёзе. Нелепая попытка самоубийства героя в финале картины была, пожалуй, единственной экстравагантностью сюжетной линии. Хотя и эта сцена уже выбивалась резкой и неприятной нотой из общей гармонической мелодии фильма.

Таких фальшивых нот в «Родне», на мой взгляд, очень много. В фильме авторы стремятся во что бы то ни стало рассмешить зрителя. Отсюда и молодёжная майка на мощной фигуре нашей деревенской героини, и её сногсшибательный перманент, и загипсованная рука у жениха в ресторане, и ловкое нокаутирование зятя Стасика… По идее — в зрительном зале должен стоять несмолкаемый гомерический хохот, но смешок почему-то раздаётся так себе, жиденький…

Получился явный перебор. Да, у каждого из нас есть странности, все мы немного с «чудинкой», но не до того, чтобы вовсе потерять здравый смысл. Удивительно, как можно в героине Н. Мордюковой видеть «мудрую», «безгранично добрую и чуткую» женщину с «подлинно русским» характером? Она зачастую как раз не блещет ни тем, ни другим и ни третьим: вспомним только эпизод в ресторане. А разве не карикатура на современного ребёнка внучка Марии Васильевны? Вполне ли реальны и достоверны два мотомустанга в инопланетных доспехах?..

Именно преломление в гротескно-карикатурном плане всех без исключения образов и характеров героев и не позволяет согласиться с выводами В. Ермошкиной. Весь фильм наталкивает на мысль, что подлинного взаимопонимания не может быть даже между родными, не говоря уже о всех людях. С трудом верится, что — наконец-то и вдруг! — бабушка, дочь и внучка ощутили себя роднёй и стали счастливы. Нет, дочку так и будет раздражать вмешательство «деликатной» матери в её личную жизнь, внучка так и будет видеть в бабушке из деревни лишь объект для довольно жестоких шуток…

Чтобы поставить все точки над «i», добавлю, что фильм «Родня» сам по себе, может быть, не так уж и плох, но в творчестве талантливого Н. Михалкова он, по-моему, является ступенькой вниз. Режиссера подвело чувство меры при создании новой для него по жанру и тематике ленты (комедии о современности), того самого чувства меры, которое помогло ему поставить один из лучших фильмов последних лет — «Неоконченная пьеса для механического пианино».

Кто многое может, с того многое и спрашивается.

/1982/
_____________________
«Комсомольское знамя», 1982, 21 ноября.










© Наседкин Николай Николаевич, 2001


^ Наверх


Написать автору Facebook  ВКонтакте  Twitter  Одноклассники



Рейтинг@Mail.ru