Это - зеркало.
Основной
сайт автора
без рекламы!
niknas.hop.ru

Николай Наседкин


ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

РЕЦЕНЗИИ


Обложка

Судьба и память

Три года минуло со дня кончины Ивана Игнатьевича Овсянникова. Срок достаточный, чтобы понять две непреложные вещи: первое — человек этот действительно был незаменим на своём месте; второе — пора бы уже увековечить память о нём. Данная книга («Судьба и память», 2009), приуроченная к 75-летию со дня рождения И. Овсянникова, как раз и стала в какой-то мере памятником журналисту, публицисту, литературному критику, краеведу — подвижнику слова, сорок лет отдавшему работе в газете.

Во вступительной статье к сборнику редактор-составитель Валентина Дорожкина сумела на трёх страничках сжато, но вполне обстоятельно изложить биографию Ивана Игнатьевича и его основные заслуги-достижения. Родился он в Белгородской области, после окончания Московского библиотечного института работал директором Дома культуры на Урале, вскоре перебрался в Тамбов, где поначалу работал тоже в управлении культуры, а с 1969 года и до конца жизни без малого сорок лет отдал журналистике и конкретно газете «Тамбовская правда» («Тамбовская жизнь»). Был удостоен звания «Заслуженный работник культуры РФ», награждён несколькими престижными областными премиями.

О том, какие темы и как освещал в своих материалах журналист И. Овсянников, можно составить мнение по включённым в сборник «Судьба и память» конкретным текстам. А вот его незаменимость на своём месте в качестве организатора и руководителя-вдохновителя своеобразного центра культуры, литературы, краеведения Тамбовщины — это чётко фиксируется в предисловии: «Несомненной заслугой Овсянникова является и то, что на протяжении многих лет в газете… постоянно, специальными страницами, печатались литературно-краеведческие материалы, что давало читателям возможность знакомиться с творчеством местных авторов. С уверенностью можно говорить, что нет ни одного тамбовского писателя, который миновал бы “Литературную страницу” областной газеты… Профессиональные и молодые поэты и прозаики шли к нему со своими новыми произведениями. У кого-то была только одна цель, — напечататься, но большинство приходили в кабинет заведующего отделом побеседовать, выслушать дружеские советы, узнать что-то новое в культурной жизни края… Много времени уделял Иван Овсянников работе над рукописями молодых, писал вступительные статьи к их первым книгам, рецензировал их…»

Иван Игнатьевич вообще человек был замечательный — общительный, доброжелательный, щедрый и принципиальный. Об этом как раз вспоминает и автор очерка «С дороги чести и правды он не свернул», заключающего сборник «Судьба и память», журналист центральной «Правды» В. Кожемяко, которому посчастливилось дружить-общаться с И. Овсянниковым последние 20 лет его жизни.

Ну а главное в сборнике, конечно, тексты самого Ивана Игнатьевича. За исключением первой статьи под скромным названием «Заметки четверокурсника», написанной студентом Иваном Овсянниковым по итогам практики и опубликованной в институтской многотиражке в 1957 году, остальные 18 были созданы в последние два десятилетия перед кончиной автора в пору наивысшего расцвета его журналистской, публицистической деятельности.

Героями его очерков, интервью, рецензий становились, как правило, люди, составляющие славу тамбовской культуры. Среди представленных в книге — художник Евгений Рябинский («Мне близка рахманиновская музыка…»), скульптор Константин Малофеев («Его память светла»), поэт Семён Милосердов («Поэт русской послевоенной Голгофы»). Причём, журналист не просто пропагандировал-прославлял своих героев, он вместе с ними, на основе их биографии и творчества зачастую поднимал-исследовал те или иные острые проблемы. К примеру в большом интервью с Рябинским нашлось место поговорить и об агрессивном засилье так называемого авангарда в искусстве, и о незавидном положении художника-творца в эпоху капитализации общества…

Одной из главных тем в публицистике Ивана Овсянникова была проблема сохранения памятников истории и культуры. Уже по заглавиям статей, представленных в сборнике, можно понять позицию журналиста и его боль: «Потеря памяти», «Как же нам быть с памятью?», «Беда пришла в Караул», «И дым Отечества нам сладок?».

Несколько материалов-публикаций связано с именем известного в 1920-е годы нашего земляка — революционера-большевика, писателя, литературного критика, редактора журнала «Красная новь» Александр Константиновича Воронского: «У истоков “Правды”», «А фамилия наша от реки Вороны…», «Будем работать и дружить…» И это не случайно. Многие годы И. Овсянников изучал жизнь и деятельность этого незаурядного человека и даже написал о нём целую книгу «Мы шли покорять мир…», вышедшую в Воронеже в 1992 году.

А завершает сборник «Судьба и память» блок из четырёх статей, публиковавшихся в разные годы, но посвящённых одной теме — защите памяти Зои Космодемьянской. Первая страстная статья «Покушение на подвиг» была опубликована в 1991 году, когда в популярной тогда газетке «Аргументы и факты» некие перестроечные подонки облили грязью нашу землячку, геройски погибшую в годы Великой Отечественной войны. Последняя была опубликована в феврале 2004 года.

И в конце немного личного. Я знал Ивана Игнатьевича на протяжении четверти века. В очерке о С. Милосердове он писал: «Я, разумеется, на исключительность в отношениях с поэтом не претендую, знаю, что у него было много друзей, с кем он любил ходить по грибы, поговорить “за жизнь”, поспорить о поэзии. Его любили, к нему тянулись, он привлекал людей. Потянулся к нему и я…» То же самое могу повторить-сказать и я об И. Овсянникове, только заменив слово «поэт» на «журналист». Мы с ним работали немало лет бок о бок в Доме печати, через Ивана Игнатьевича шли все мои опубликованные в «Тамбовской правде» («Тамбовской жизни») повести и рассказы, а так же  очерки, рецензии и статьи, написанные, как правило, по его просьбам-заказам (их набралось более ста!), в последние годы он не раз писал рецензии-отзывы на мои книги, делал со мной интервью о моих творческих делах-планах, и о заботах на посту председателя писательской организации…

Книга «Судьба и память», в первую очередь, издана для таких читателей как я — друзей, товарищей, соратников, коллег И. Овсянникова, его родных и близких. Все статьи-очерки, включённые в сборник, я читал когда-то на газетной полосе, и вот теперь, перечитывая, словно беседовал-общался с Иваном Игнатьевичем, вновь слышал его взволнованный голос…

И вот о чём подумал: хорошо, если бы эту книгу увидели-прочитали студенты факультетов журналистики — как пособие по журналистской практике. Они бы учились, как надо писать газетные материалы — эмоционально, убеждённо и доказательно, вкладывать в них душу и сердце.

/2010/
_____________________
«Тамбовская жизнь», 2010, 12 марта.










© Наседкин Николай Николаевич, 2001


^ Наверх


Написать автору Facebook  ВКонтакте  Twitter  Одноклассники



Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru