Николай Наседкин


ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

РЕЦЕНЗИИ


Обложка

Детективная пастораль

Диалог-рецензия

Два страстных любителя криминальной литературы А. Кристин и Ж. Сименонов прослышали, будто бы вышла в свет новая книжка тамбовского прозаика-детективщика Анатолия Косневича. Они тут же бросились по магазинам и обнаружили таковую только в «Книжной лавке писателя». Называется — «Как искали Шерлока Холмса». Издана редакционно-издательским центром «Взгляд» и за счёт спонсора и средств самого «Взгляда». Тираж — 3100 экземпляров. А. Кристин и Ж. Сименонов тут же отхватили по экземпляру и залпом проглотили. А потом сошлись как-то вечерком и — ну обсуждать, ну обсуждать…

А. Кристин. Вы знаете, друг мой, я, признаюсь, несколько разочарован. Я ожидал, увидев название этой книжки и помня предыдущий сборник А. Косневича «Портрет неизвестного со шпагой», прочитать крутой детектив. А что оказалось? «Как искали Шерлока Холмса» ближе к первой — детской — книжке этого автора «У весны голубые крылья».

Ж. Сименонов. Не скажите, не скажите. Мне как раз показалось интересным то, что в этой, третьей по счёту, книжке А. Косневича как бы слились воедино первая и вторая. В последнее время писатель всё больше создаёт и публикует рассказы и повести об убийствах, грабежах, кражах, а свою изначальную, так сказать, ипостась детского писателя-лирика подзабыл. И вот целая повесть из школьной жизни, написанная светло, пасторально, с добродушной улыбкой, с вниманием к ребячьим заботам, переживаниям, радостям…

А. К. Ну, знаете, — к «ребячьим»… Словечко-то это в наше шизофреническое время звучит фальшиво. Вот в повести главные герои — семиклассники: отличница-ябеда Надька Зюзина, умница-разумница Шура Воякина, классный поэт Лёня Лавриков, очкарик и герой математических олимпиад Борис Вербилов… Да знает ли автор, что, по сообщениям прессы, чуть не каждая пятая нынешняя семиклассница делает аборт, а около трети подростков 13-14 лет стоят на учёте в милиции?

Ж. С. То есть вы хотите сказать, что повесть получилась незлободневной? А сами-то вы давно обо всём этаком узнали? Это, во-первых. Во-вторых, написана вещь лет 6-7-назад, я помню, как её публиковала в сокращении областная молодёжка. А в-третьих, в повести всё же не всё так безоблачно: действует целая шайка спекулянтов книгами, воров. В 7 «б» классе — главном герое книги — есть и лодыри, и хулиганы. А вспомните девятиклассницу красотку Людмилу Томилину, строящую глазки направо и налево: у другого автора и в сегодняшней «жёсткой» прозе она бы не только пяток абортов сделала, но и СПИД бы подхватила… И вообще скажу: если тогда, в середине 1980-х, повесть «Как искали Шерлока Холмса» была в потоке и русле «малоконфликтной» литературы той поры, то сейчас она именно выделяется своей лиричностью и беззлобностью на фоне концентрированной чернухи и порнухи.

А. К. Кстати, прошло всего несколько лет после создания повести, а смотрится она уже как историческая. Весь сюжет построен на дефиците импортной литературы. Дельцы-книгоспекулянты Чернопятов и Пивоваров делают свой бизнес, толкая фотокопии книг Чейза, Стаута, Френсиса, Карра и других зарубежных мастеров детектива, которых сейчас в отличном издании навалом на всех перекрёстках. А взять такие детали: герои пьют газировку из автоматов, шикуют в кафе на три рубля, объедаясь пирожными, собирают по квартирам макулатуру, по-пионерски соревнуясь — всё это уже архаика, приметы ушедшего и неповторимого.

Ж. С. В этом и состоит одно из достоинств реалистической литературы: она становится как бы документом эпохи… Впрочем, что мы всё о временах да эпохах. Давайте поговорим о художественных сторонах повести А. Косневича. Вы согласны, что сюжет её построен увлекательно, я бы сказал — в русле лирической пародии на детектив. Два школьника, Боря Вербилов и Саша Карасёв, вообразив себя Шерлоком Холмсом и доктором Ватсоном, ищут украденные из библиотеки тома А. Конан Дойла. Параллельно развивается сюжетная линия, связанная с дружбой-любовью поэта Лёни Лаврикова и его соседки по парте Шуры Воякиной…

А. К. Так-то оно так, но не находите ли вы, друг мой, что повесть несколько растянута? Что, например, добавляет к сюжету глава «Из дневника Лёни Лаврикова», рассказывающая о сборе морковки на совхозном поле?

Ж. С. Может, вы и правы. Думаю, что газетный вариант повести был динамичнее. Однако, согласитесь, эти эпизоды на морковном поле добавляют какие-то новые штрихи к портретам героев — того же Лёни Лаврикова. И вообще, многие образы ребят написаны ярко, запоминаются. Особенно Сашка Карасёв, главный и неугомонный сыщик, тот же ханурик Чернопятов, высокий, тощий, с длинным белым лицом и широким утиным носом…

А. К. Но и вы согласитесь, что повесть А. Косневича просто-напросто перенаселена героями, их, по-моему, чуть ли не больше ста — голова кругом. А язык? Слишком «простой», удивиться нечему. Например: «Сумерки сгущались. Потянуло прохладой…» Вспомните чеховскую иронию по адресу такой «прозы» — «Мороз крепчал…»

Ж. С. Да, стиль мог бы быть и поярче, поиндивидуальнее, но в вашем примере не всё так просто: та пейзажная зарисовка даётся через восприятие поэта Лёни Лаврикова. Он, начав так шаблонно, как бы подстёгивает своё поэтическое воображение и специально находит весьма нетривиальное сравнение для луны, увидев в ней голову рыжего скрипача.

А. К. Ну уж этот Лавриков! Какой он поэт? А. Косневич приводит в повести уйму его творений и подавляющая часть из них, на мой взгляд, не стихи. Леня сам признаёт:

«Прости, я не могу лукавить,
Наверно, я плохой поэт,
Хотел тебя в стихах прославить.
Но сделать это не сумел…»

Рифмовать «поэт — не сумел»?!

Ж. С. Да, стихи слабоваты. Но не забывайте, что их автору всего 14 лет и он не Саша Пушкин. К тому же, А. Косневич, видимо, специально подчёркивает образчиками поэзии Лёни Лаврикова его наивность и чистоту… И вообще, что вы всё время придираетесь? Вам не нравится повесть «Как искали Шерлока Холмса»?

А. К. Я этого не говорю. Мне нравится писатель А. Косневич и хочется, чтобы он писал всё лучше и лучше, поэтому я так привередлив.

Ж. С. Вот и я этого хочу. Только я добрее вас и считаю новую книжку А. Косневича несомненной удачей автора. Вот пойду сейчас, позвоню ему и поздравлю…

* * *

На этом книгочеи-детективолюбы А. Кристин и Ж. Сименонов прервали свой диалог, который нечаянно подслушал и записал

/1993/
_____________________
«Тамбовская жизнь», 1993, 12 мая.










© Наседкин Николай Николаевич, 2001


^ Наверх


Написать автору Facebook  ВКонтакте  Twitter  Одноклассники



Рейтинг@Mail.ru