Николай Наседкин


ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

РЕЦЕНЗИИ


Обложка

Добрые сказы сурового края

У Владимира Галкина конкурентов-соперников в сегодняшней литературе не так уж много сыщется, а может быть, и вовсе их нет. Владимир Галкин даже и не сказочник, он — сказитель. «Специальность» литературная — из редких. Недаром до сих пор П. Бажов особняком стоит в нашем классическом словесном наследии.

Имя Бажова сразу всплывает в памяти, когда знакомишься с произведениями В. Галкина. Не случайно упомянуто оно и в аннотации к книге «Чудные зёрна» (М.: Сов. писатель, 1991). Действительно, всем известны его уральские сказы с их самобытной поэтичностью. И вот теперь читатель сможет познакомиться с сибирскими сказами. Хотя стоит упомянуть, что «Чудные зёрна» не первая книга В. Галкина, но она наиболее полно представляет его творчество на сегодняшний день.

В основе любого сказа лежит фольклор, народное предание. И, кстати сказать, не всегда сказы в отличие от сказок держатся только на волшебной интриге, на колдовстве. Вот, к примеру, сказ «Еремеево слово», открывающий книжку. На первый взгляд — небылица. Еремей, дед-сказочник, заявил, что-де заговор знает: скажет — живые зайцы сами к нему в дом набегут. Это он — в ответ на нападки въедливого вредного мужика Оськи Рябова, который начал срамить деда при всём честном народе, обвинять во вральстве и придумстве. И что же? Так и получилось: зайцы сами понабежали к хате деда Еремея да в короб, приготовленный у крыльца, и попрыгали… Уж куда волшебнее. Однако ж загадка совсем просто объясняется, реалистично — смекалист дед Еремей был и подшутить любил. Настоящий сибиряк!

Но есть в книге «Чудные зёрна» и по-настоящему сказочные сказы — с превращениями, говорящими зверями, живыми деревьями, домовыми и лешими. И, как правило, сюжет их строится на том, как на защиту униженных и оскорблённых «маленьких» людей встает сама Природа в виде Седого Медведя, Девы Луговой, Горного Батюшки, Ямщицкого деда или Лиса Огневика (так и называются сказы, где действуют эти чудесные герои). Но об однообразии говорить не приходится, схема-то одна: добро побеждает зло, да вот содержание в каждом новом сказе новое, своё.

Вот, к примеру, есть в сборнике целый цикл сказов о ямщиках. А надо напомнить, что для Сибири с её снежными просторами и долгущими расстояниями между сёлами и городами искусство ямщика завсегда было одним из важнейших. Недаром народ и складывал веками истории про ямщиков, про их дорожные приключения и испытания. И вот сказы В. Галкина «Ямщикова охота», «Косматка» вроде об одном, на одну тему, а как интересно разнятся меж собой. Здесь и история о заступнике ямщиков от лиходеев-разбойников легендарном Деде, как он спас от неминуемой гибели хорошего парня Ерофея. И как продолжение этой истории — сказ о подаренной Ерофею волшебным дедом чудесной заговорённой тройке. В «Ямщиковой охоте» уже новая история — о волке-оборотне и поединке с ним отважного молодца-ямщика. А «Косматка» — сказ о своеобразном сибирском коньке-горбунке, обладающем волшебными силами…

Немалую роль играет в этом жанре язык, и, мне кажется, В. Галкин сумел удачно, с чувством меры стилизовать свои сказы под русский сибирский фольклор.

«Через тайгу речушка в Обь пробивается — Тоя, и деревенька на ней — Томская. Кержаки церковь поставили, а потом монастырь обосновали — Тоя-Монастырской деревню прозвали…» («Еремеево слово»).

«Когда зимой в Сибири снега обильные, летом травы на лугах сочные. Вот уж мужикам работушка, а ребятне радость — и в сене поваляться, ягодой луговой полакомиться…» («Луговая Дева»).

«А вы не слыхивали, как баба с чертями дружбу водила? Врали люди аль правду баяли, не знаю, но есть такой сказ…» («Дарьины ухажёры»).

Жизнь сейчас у нас пошла не мёд. Одни трудности, неурядицы, сплошь катаклизмы и катастрофы. В такие времена очень трудно сохранить своё человеческое достоинство, не потерять себя, остаться человеком. Книжки, подобные «Чудным зёрнам», как ни странно это звучит, могут сыграть здесь свою роль. Зло, трудности, опасности, злодейство, горести издавна существуют на земле. Но есть прекрасный закон жизни — Зло обязательно будет побеждено Добром. Надо в это верить, как верил и верит в это народ, сохранивший и воспевший в своём фольклоре веру в непобедимость Добра.

Книга «Чудные зёрна» Владимира Галкина — об этом.

/1991/
_____________________
  «Литературная Россия», 1991, 31 мая.










© Наседкин Николай Николаевич, 2001


^ Наверх


Написать автору Facebook  ВКонтакте  Twitter  Одноклассники



Рейтинг@Mail.ru