Николай Наседкин


ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

РЕЦЕНЗИИ


Обложка

Обложка

О себе и о нас

В этих двух книгах*, вышедших в разных издательствах почти одновременно, собраны критические работы Владимира Гусева за последнюю четверть века.

Можно сказать, ключевое место в обоих сборниках занимает программно-автобиографическая статья «О себе и о нас» 1984 года. Поколение «сорокалетних» — термин устоявшийся. В. Гусев ещё раз в сжатом концентрированном виде даёт портрет поколения, пишет об его идеалах и роли в литературном процессе, «объясняется» с оппонентами, почему он, В. Гусев, пишет именно то, что пишет.

Главные термины в словаре В. Гусева-критика — «стиль» и «художественность». Особенно — стиль. Напомним, что даже в названиях прежних книг В. Гусева он встречался неоднократно — «Память и стиль» (1981), «Герой и стиль» (1983), «Рождение стиля» (1984). Вот и в «совписовском» сборнике один из основных разделов назван объёмно — «Дух и стиль», а статья «Освобождение стиля» с подзаголовком «Тезисы и суждения» — тоже своего рода программный документ (манифест) критика.

И здесь В. Гусев констатирует, что «вопиюще слабо освоены нашей критикой писатели целых двух-трёх молодых поколений…» Признание примечательно особенно тем, что сам В. Гусев, сосредоточив своё внимание на «сорокалетних» и на классике, тоже не очень-то часто обращается к «младой» литературе. Однако в этих двух сборниках есть ряд работ, в которых затрагивается самая сердцевина проблем сегодняшней поэзии и прозы молодых. К примеру, статья «В предчувствии нового» (название-то какое!) — о творческой смелости и робости, самостоятельности и вторичности начинающих. Конкретно разбирая рассказы дебютантов последнего времени, В. Гусев приходит к широким и убедительным обобщениям, и одно из них сформулировано так: «некая несвобода, что ли, ощутима в душах писателей молодых…»

Заметна широта интересов автора. Он пишет и о прозе, и о поэзии. Пишет о театре. Немало у него статей о русской классике — Державине, Пушкине, Бестужеве, Лермонтове, Гоголе, Кольцове, Тургеневе, Добролюбове, Блоке… А есть в сборниках совершенно особый раздел — «Дневник-61». Это — короткие суждения молодого тогда, в 1961-м году, В. Гусева, которые воссоздают, по его мнению, довольно типичное умонастроение, состояние души, направление поисков представителя нашей гуманитарной интеллигенции последних двух-трёх десятилетий. Вот лишь одна из записей «дневника»: «Я бы хотел быть всеми, но я один и такой, как есть».

____________________________
* Гусев В. И. Неожиданность очевидного: Дневник современного литератора. — М: Советский писатель, 1988;
   Гусев В. И. Художественное и нравственное. — М.: Художественная литература, 1988.

/1990/
_____________________
  Журнал «Литературная учёба», 1990, №5.










© Наседкин Николай Николаевич, 2001


^ Наверх


Написать автору Facebook  ВКонтакте  Twitter  Одноклассники



Рейтинг@Mail.ru