Это - зеркало.
Основной
сайт автора
без рекламы!
niknas.hop.ru

Николай Наседкин


ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

РЕЦЕНЗИИ


Обложка

Такой народ — девчонки…

Читатель знает Нонну Орешину по её ярким и интересным очеркам об авиации, военных летчиках, опубликованным в газете «Правда» и других изданиях, по вышедшему в 1982 году сборнику прозы «А небо — рядом…», посвящённому этой же теме.

Но вот откроем книгу, изданную через год, с символическим названием «Шаг по земле» (Казань, 1983) и спустимся вместе с автором с неба на землю. И что же? Писательница и в обыденной, «приземлённой» жизни умеет находить темы и конфликты для художественного исследования. В первой повести, давшей название всему сборнику, ещё содержатся элементы «неба»: отец главной героини, Оксаны, был военным летчиком, погиб. Остался его фронтовой дневник, и фрагменты из него включены в повесть. Сама Оксана живёт рядом с современным аэродромом, ловит по приёмнику волну аэродромной радиослужбы.

И все же вся эта авиационная линия сюжета проходит как бы вторым планом, является фоном повествования. Вперёд выступают реализм повседневности, атмосфера и мир коммунального жилья, формирование личности обыкновенной девчонки мирного послевоенного времени, взаимоотношения её с окружающими людьми.

Эта повесть, как и большинство произведений Н. Орешиной из сборника, написана в духе «молодёжной» прозы: повествование от лица как бы ещё формирующегося героя, юношеский максимализм действующих лиц, горячность и запальчивость в самом тоне произведения, впрочем, с определённой долей иронии и самоиронии — вот лишь некоторые признаки подобных книг. Что же касается творческого кредо автора, то его убежденно высказывает одна из героинь «Шага по земле»:

«Иногда пишут выпукло, броско, сравнения, как лепка, и образы, образы… Вроде здорово. А напиши этим стилем “Как закалялась сталь” — и получится не сталь, а никелированная жестянка. Есть вещи, как шинель, — неярко, под цвет земли, а они — настоящее».

Н. Орешина действительно пытается писать внешне просто, но со значительным содержанием. Люди в её произведениях решают те же самые проблемы, с которыми может столкнуться каждый из нас в повседневности бытия. Вот, например, девчонка Нюшка из одноимённой повести. Кому не станут близкими и понятными её переживания, а лучше сказать — страдания (хотя сама писательница подобных «высоких» слов не употребляет) из-за одиночества и сиротства при живой матери, устраивающей свою личную жизнь. И хотя в финале повести мать и дочь вроде бы соединяются вновь, но Н. Орешина недвусмысленно даёт понять, что эти годы раннего детства, прожитые Нюшкой вдали от матери, навсегда легли между ними непроходимой пропастью, подлинно родными людьми им уже не стать — таков реализм жизни, которому следует автор.

Особое внимание читателей хотелось бы обратить на повесть «Моё голубое солнце» — наиболее значимое, на мой взгляд, произведение сборника «Шаг по земле». Главная героиня снова, как почти всегда у Н. Орешиной, — бесшабашная внешне девчонка, с озорным «мальчишеским» характером. И на этот раз образ получился наиболее цельным, ярко выписанным, живым и запоминающимся. Эта неугомонная Анка может драться на равных с мальчишками или «сигануть» в воду с высокого моста. По определению родной матери, она — «сумасбродна и слишком самостоятельна» для девочки. Но ведь повествование ведётся от лица Анки, через её внутреннее «я», и потому читатель видит её душу и понимает лучше, чем окружающие Анку родные, близкие, друзья и приятели. Вот этот процесс превращения девчонки-«сорванца» в девушку, первая неудачная влюблённость, столкновение с подлостью и встреча с искренним чувством и составляют плоть повести, её содержание.

В сборник «Шаг по земле» включены ещё три рассказа, которые, впрочем, можно вполне назвать небольшими повестями но насыщенности содержания. Отзывчивая, добрая ко всем медсестра поликлиники Леля из рассказа «Лелька-карамелька», девушка Лена с независимым, ершистым характером («Чудо-Юдо»), деревенская женщина Глафира, счастливая в семейной жизни, несмотря на увечье (у неё нет руки), и грустная мечтательница, от имени которой ведётся рассказ, потерявшая любовь («Перешагнуть порог»), — все эти героини дополняют галерею женских образов, создаваемых Н. Орешиной.

Диапазон художественного внимания Н. Орешиной простирается от героических характеров военных летчиков до формирующихся душ сегодняшних девчонок, что само по себе уже интересно. Хочется только сказать в конце, что иногда писательница, словно опасаясь за обыденность повествования в своих «молодёжных» произведениях, вносит в них элемент трагизма. Конечно, в жизни всякое бывает — люди тонут, выбрасываются из окон, умирают от родов, теряют руки… И все же в повестях Н. Орешиной, с их в большинстве своем самоиронической тональностью повествования, эти трагические вставки и развязки выглядят чужеродно.

Впрочем, может быть, кому-то это и не покажется недостатком. Дело вкуса.

/1984/
_____________________
«Литературная Россия», 1984, 18 мая.










© Наседкин Николай Николаевич, 2001


^ Наверх


Написать автору Facebook  ВКонтакте  Twitter  Одноклассники



Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru