Николай Наседкин


ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

РЕЦЕНЗИИ


Обложка

Двойной дебют

Две книжки участника VII Всесоюзного совещания молодых писателей Николая Старченко вышли одновременно в Туле и Москве. И в аннотациях к каждой сказано, что книжка эта — первая в творческой биографии автора. Сборник «Будет день», изданный в серии «Библиотека журнала ЦК ВЛКСМ “Молодая гвардия”», является как бы частью, разделом более обширной по содержанию книги «Черёмуховые холода». И здесь, надо думать, при отборе произведений основным параметром было показать всесоюзному читателю своеобычность Н. Старченко, самое характерное в его творчестве. Сразу бросается в глаза, что прозаик стремится к подчёркнутому лаконизму и психологической насыщенности в своих произведениях. Они занимают страничку, много — две в книжке небольшого формата. Сам автор определяет эти небольшие вещи по жанру как рассказы. В большинстве случаев трудно с этим согласиться. Скорее, их можно назвать миниатюрами, лирическими зарисовками. Автор достигает глубокого психологизма скупыми средствами. Вот, к примеру, миниатюра «Коса в городе». Молодой горожанин, выросший в деревне, увидел, как старик косит в парке траву. Герой рассказа попросил косу и «вспомнил молодость». Вечером снова спешит в парк, к одобрившему его крестьянскую хватку деду.

«— Как работка? Нужен помощник? — спросил я бодро, по-свойски.

А старик, даже не взглянув в мою сторону, неожиданно грубо оборвал:

— Да отвяжитесь вы от меня! Весь день как палкой по макушке: “Дай покосить, дай покосить…”! Цирк тут, что ли?»

Ностальгия недавних горожан по прежней деревенской жизни — тема многих произведений сегодняшней литературы. Н. Старченко сумел написать рассказ-эпизод, рассказ-настроение, в котором через лаконичный, двумя-тремя штрихами показ душевного состояния персонажей по-своему раскрыл тему.

Но следует сказать, что молодому прозаику порой изменяет чувство меры. В результате появляются из-под его пера сентиментально-надуманные строки. К примеру: «Сиреневый воздух так зримо переливался, так мягко плыл, то холодя, то согревая, так звенел сверху донизу многоголосой песней, что казался живым» (рассказ «Тёплый день»). Или откровенно нравоучительные и также надуманные зарисовки вроде «Берёзы», где герой мучается из-за разлуки с посаженным им когда-то деревом до «острой тоски» и «тягучей немоты»…

Более полное представление о творческих возможностях Н. Старченко даёт, конечно же, сборник «Черёмуховые холода». В общем-то, московская книжка «Будет день» получилась несколько однообразной. Лирические миниатюры, составившие её, объединённые одним настроением светлой грусти об ушедшей деревенской юности, слишком схожи между собой.

А вот в сборнике «Черёмуховые холода» есть рассказы, именно рассказы, которые дают основание предполагать, что Н. Старченко не остановится в творческом росте, когда иссякнет «воспоминательный» источник. В первую очередь я говорю о рассказе «Володька Петраков». Прозаик показывает здесь героя, его облик, характер, рисует его жизнь уверенными мазками, создаёт живой, запоминающийся образ. Мужик, которому уже за сорок, имеющий жену и детей, продолжает оставаться для односельчан Володькой. Пьяница, дебошир и баламут, этот деревенский пастух оказывается под пристальным писательским взглядом не таким уж одномерным и трафаретным. Есть в Петракове душа, есть у него чувства, и вообще он, как и каждый человек на земле, носит в себе целый мир, который надо только суметь разглядеть за внешней оболочкой бесшабашности, попытаться понять, почему этот человек страдает, почему несчастлив.

В заключение хочется пожелать молодому писателю более строгого отношения ко всему, что выйдет из-под его пера, более требовательного отбора своих произведений для публикации в новых книгах. Не стоило, наверное, в сборник «Черёмуховые холода» включать газетные очерки.

Первые книги Н. Старченко найдут своих читателей, но, как правильно заметил в аннотации к одной из них Вячеслав Горбачёв, «это означает ещё и то, что следующая их встреча окажется куда более серьёзной проверкой для молодого писателя».

/1984/
_____________________
«Литературная Россия», 1984, 2 марта.










© Наседкин Николай Николаевич, 2001


^ Наверх


Написать автору Facebook  ВКонтакте  Twitter  Одноклассники



Рейтинг@Mail.ru