Николай Наседкин


ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

РЕЦЕНЗИИ


Обложка

Мимо цели

Сразу трудно понять, почему этот роман Даниила Гранина — «Картина» — бессильный, почему он не может и не должен захватить душу читателя. Вроде бы есть все основные компоненты для этого: оригинальная тема, довольно редкий для современной литературы герой, присутствует любовная линия и тоже поданная отнюдь не шаблонно, правильный язык…

Есть всё, а читать скучно и что-то всё время раздражает. И только спустя время понимаешь, что автор метит всё время мимо цели. Кому интересно тратить эмоции на игре, где футболисты бьют и бьют мимо ворот? Хочется уйти с такого матча.

Итак, главный герой романа — мэр заштатного городка Лыкова Сергей Степанович Лосев. Именно — мэр, как он сам себя с гордостью называет: главное лицо города, Хозяин. Это довольно противоречивая фигура, хотя, по авторскому замыслу, несомненно — положительная. Все его помыслы и деяния направлены на благо города Лыкова и многое ему удаётся, есть у него административная хватка. Его многие лыковцы любят, ещё больше жителей его уважают, а некоторые даже и влюбляются в него. Он смел, обаятелен, почти всегда решителен и честен. Когда дала трещину его личная жизнь, то он никак не мог простить жену-изменницу, хотя и пытался. Правда, на свои отношения с прекрасным полом он смотрит несколько иначе. Позволяет себе.

Показателен эпизод, когда Лосев выказывает смелость и порядочность: он решительно одёрнул весьма ответственного хама областного масштаба, осмелившегося «тыкать» подчинённому, который по возрасту старше его. Правда, от своего начальника, тов. Уварова, Лосев подобное тыканье почему-то сносит, хотя и постарше его, да и себе позволяет ко многим относиться барственно-покровительственно…

Но даже не в этом суть. Главное совсем в другом. Весь сюжет романа построен на том, что есть умное, стоящее, само собой разумеющееся дело — сохранение исторически ценного дома в Лыкове — и в течение всего повествования хорошие советские люди, Лосев и его сторонники, пытаются это дело осуществить, а плохие, но опять-таки, советские ответственные товарищи, этому всячески препятствуют. Господи, какие козни, ловушки, подножки с одной стороны и какие ухищрения, вынужденные обманы и даже демонстрации с другой! И это всё подаётся в таком ракурсе, что читатель должен восхититься и умилиться действиями Лосева, Тучковой и иже с ними.

Но ведь это дикость, если смотреть на вещи реально. Если такая система руководства установилась, то это уже болезнь и надо её исследовать, вести на неё наступление, а не подавать её так, словно это самое нормальное явление нашей жизни.

А что писатели и вообще люди искусства смотрят на это не в тот микроскоп, подтверждает и недавний фильм «С любовью пополам» по сценарию Р. Ибрагимбекова. Там тоже очевидное, любому здравомыслящему человеку ясное дело (перенос нефтепровода на сотню метров для спасения уникального места) приходится пробивать двум работягам полтора часа экранного времени, борясь с начальниками всех рангов. И не система показана деформированной, не начальники эти самодурствующими, а наши работяги показаны героями… Ну всё с ног на голову!

В обзорной рецензии Г. Дубасова «Цена поступка» о пьесах современных драматургов («Правда» от 17 марта 1980 г.) правильно, на мой взгляд, сказано, что «“новые люди”, уходящие в работу, что называется, с головой устанавливают для себя как бы особые правила поведения. И если проследить логику поведения большинства наших “прогрессивных” героев до конца, можно заметить, что они находятся на прямом пути к тому, что называется волюнтаризмом, — и в деле, и в отношении к людям». И далее автор отмечает, что такие субъекты стали в драматургии преподноситься героями.

И, вернувшись к роману Д. Гранина, хочется сакцентировать внимание ещё вот на чём. Сам Лосев, несомненно, коммунист. Имеет дело тоже с коммунистами. Но ни разу в романе ни он, ни, тем более, те, с кем он ведёт «поединок», не вспоминают об этом. И, как следствие, по Гранину оказалось так, что в Лыкове словно не существует горкома партии, словно нет в кармане Лосева партбилета. А ведь, как известно, первый секретарь горкома партии в жизни роль играет не менее важную, а вернее, даже и большую, чем председатель горисполкома. В общем, странно всё это…

Единственно, что привлекает в романе — линия, связанная с художником Астаховым. Письма просто прекрасны. При переиздании романа (если только оно будет) переписку Астахова со своей любимой, пожалуй, можно оставить без изменения…

Только эти страницы.

/1980/
_____________________
  Семинар критики ф-та журналистики МГУ.










© Наседкин Николай Николаевич, 2001


^ Наверх


Написать автору Facebook  ВКонтакте  Twitter  Одноклассники



Рейтинг@Mail.ru