Это - зеркало.
Основной
сайт автора
без рекламы!
niknas.hop.ru

Николай Наседкин


ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

СТАТЬИ


Обложка

Кто начал, тот — не начинающий

Интересное получилось совпадение: наш, тамбовский, семинар начинающих литераторов состоялся как раз накануне открытия 9-го Всесоюзного совещания молодых писателей. Жаль, конечно, очень жаль, что и на этот раз на московском форуме молодых талантов не оказалось представителя Тамбовщины. Можно подумать, что нет у нас начинающих поэтов и прозаиков достойного уровня… Что ж, руководству областной писательской организации, как говорится, виднее, но вот тамбовский семинар показал, что, по крайней мере, ростки новых дарований на нашей родимой чернозёмной литературной ниве уже произрастают.

Что привлекает в рукописях новых авторов, особенно — прозаиков? Это, в первую очередь, смелость в выборе темы. Ведь главная беда многих и многих начинающих в том, что очень уж робко делают они свои первые шаги в литературе, пытаются писать о том, о чём уже до них тысячи раз писалось и переписывалось. А уж если у молодого сочинителя нет ни языка своего, ни стиля, то кому нужны его, с позволения сказать, произведения?

Так вот, несколько участников семинара сумели порадовать выбором темы, а некоторые ещё и художественным уровнем своей прозы. К примеру, Николай Дмитриев, журналист из Мичуринска, представил на обсуждение рассказ «Я и ты». В начале войны из прифронтовой зоны эвакуируется детский дом для детей «врагов народа». Но «эвакуируется» он не в глубь страны, а в глубь небытия. И молоденькая пионервожатая детдома, так сказать, по долгу службы доставляет своих маленьких подопечных к месту расстрела. Один из детдомовцев чудом выживает, и вот, спустя десятилетия, его сын разоблачает бывшую пионервожатую, которая долгие годы проработала в школе, вышла на заслуженный отдых, пользуется почётом и уважением…

Это — внешняя канва содержания. Но в рассказе — два плана, и это делает его сильным, впечатляющим. В подтексте автор убедительно показывает, что в нас с вами, в нынешних, живут предшествующие поколения, их гены, и не надо думать, что мы уже полностью застрахованы от повторения трагических ошибок нашего прошлого…

Впрочем, я уже в который раз убеждаюсь, что пересказом и рассуждениями невозможно передать всю суть и силу художественного произведения. Очень надеюсь, что и этот рассказ Н. Дмитриева, и другие его вещи (а у него уже подготовлен к изданию сборник) будут опубликованы. Обязательно почитайте!

В напряжённом периоде литературного ученичества находится сейчас тамбовчанка Зинаида Королёва: ещё неровен стиль, есть досадные сбои в языке, наивны порой фабульные переходы, но в её произведениях есть главное — душа автора. Поверьте, это не так уж часто встречается среди нынешних молодых — умение писать кровью сердца. Рассказ З. Королевой «Надежда» привлёк внимание кроме своей злободневности, прежде всего и этим — страстностью, горячностью тона. Хождение по мукам афганца, вернувшегося на родину инвалидом, тупое равнодушие чиновников, жуткая атмосфера дома инвалидов, жизнь и быт религиозной секты, приютившей на время вчерашнего солдата — вот материал, который исследует художественными средствами начинающий автор.

Весьма неровную, но, бесспорно, интересную прозу пишет Виктор Крючков из Пичаевского района. Он работает в лесничестве, увлекается рыбной ловлей и, конечно, немало его рассказов посвящено этой теме. Кстати, совсем недавно именно с «рыбацкими историями» он дебютировал в центральной печати — подборка его миниатюр опубликована в 48-м выпуске альманаха «Рыболов-спортсмен». Но В. Крючков не замыкается на одной теме и одном жанре. На семинаре обсуждались десять его рассказов, среди которых были и детские, и злободневно-сатирические, и юмористические, и лирические. В лучших рассказах В. Крючкова наличествует психологизм, что тоже довольно редко встретишь в дебютантской прозе.

Особенно интересной и сильной вещью начинающего писателя я бы назвал «Подранки». Название, правда, не совсем удачное, потому что возникает ненужная ассоциация с известным фильмом Николая Губенко. У Виктора Крючкова речь идёт, конечно, не о пацанах-сиротах военного времени, у него речь о любви. Притом любви земной и в то же время возвышенной: молодой прозаик не побоялся взяться за, казалось бы, непосильную задачу — описать ночь любви мужчины и женщины, которые в юности потеряли друг друга и вот встретились всего на несколько часов. Ни разу автор, пройдя, словно по лезвию ножа, не соскользнул в пошлость, в натурализм, хотя рассказ до предела чувственный, по-настоящему эротический. У нас, к сожалению, многие ещё путают понятия «эротика» и «порнография», иные даже фильм «Маленькая Вера» обзывают порнографическим, так что в этом плане можно только приветствовать смелость и творческую удачу Виктора Крючкова. Даже хочется надеяться, что рассказ «Подранки» (с другим, конечно, названием) увидит, как говорится, свет.

Удивил, и по-хорошему удивил, тамбовчанин Эдуард Парканов. Он по возрасту оказался, скажем так, самым солидным участником семинара, и, наверное, жизненный опыт придал ему смелости «замахнуться» сразу на большую повесть (более 300 страниц). Назвал он её «Юнкомы», подзаголовок поставил «Приключенческая повесть», а временем действия выбрал те дни, когда губернский Тамбов на несколько дней был захвачен мамонтовцами. Что ж, при нашем сегодняшнем дефиците на детскую, да ещё приключенческую литературу, надо надеяться, повесть Э. Парканова после необходимой доработки (а дорабатывать её надо!) будет опубликована в ближайшее время.

Кстати, на нашем тамбовском семинаре присутствовал старший редактор Центрально-Чернозёмного книжного издательства Э. Баранников. Он увёз с собой в Воронеж несколько самых интересных рукописей, и, думается, это главный итог областного семинара молодых литературных сил. Ведь раньше, увы, подобные семинары зачастую ничего, кроме морального удовлетворения, начинающим литераторам не приносили, а теперь есть надежда, что интересные произведения новых авторов будут опубликованы в коллективных сборниках. Для молодых это может стать переломным моментом в творческой судьбе.

Кроме того, руководители прозаической и поэтической секций семинара В. Кравченко, А. Шилин, А. Акулинин, П. Герасимов, В. Дорожкина, ответственный секретарь областной писательской организации В. Герасин рекомендовали рассказы и стихи ряда начинающих к публикации в областных газетах, ежеквартальнике «Литературный Тамбов»…

Надо, видимо, объяснить, почему в этих заметках речь идёт в основном о прозаиках. Дело в том, что как раз прозаических дебютов в последние годы в нашей Тамбовской литературе ох как не хватает. Ну просто-напросто нет новых имён! И поэтому на семинаре явилось приятным сюрпризом, что интересные-то молодые прозаики есть (я ещё забыл упомянуть самого, может быть, молодого из них — Александра Кураева, нервные, эпатирующие рассказы которого весьма своеобычны). В поэтическом же семинаре открытий было меньше: одобрение получило творчество уже, думается, неплохо известных читателям А. Дрокина, Л. Перцевой, М. Гусевой. Среди новых имен можно назвать — Юлию Умнову из Тамбова и Михаила Волчихина из Жердевки.

Были, разумеется, на семинаре и «антиоткрытия» — произведения и авторы неинтересные, тривиальные, ещё не освоившие азы творчества. Огорчили в чём-то даже и одобренные рукописи. Общая беда почти всех начинающих — лень, нежелание трудиться до седьмого пота за письменным столом. Они почему-то считают, что достаточно один-два раза переписать или перепечатать рукопись и — готово. Отсюда — утомительные длинноты, смысловые ляпы, чудовищные стилистические ошибки и обыкновенные пошлые опечатки, которые существенно смазывают впечатление при чтении их литературных опытов.

Хочется напомнить начинающим, что в литературе без напряжённейшего труда многого не добьёшься. Уж на что А. П. Чехов в юности писал быстро, много и, по его словам, играючи, а посмотрите на рукописи даже ранних его рассказов (в собрании сочинений приводятся фотокопии), как много он правил и перечёркивал — иные фразы молодой Чехов переделывал до пяти раз.

Каждому человеку, мечтающему о литературном поприще, должно быть ясно: кто начал, тот — не начинающий. С первых же шагов надо относиться к своему творчеству всерьёз, если хочешь, чтобы к нему так же относились другие. Таков, мне кажется, главный урок, который извлекли из областного семинара молодые литераторы Тамбовщины.

Состоятся ли их творческие судьбы, зависит в первую очередь от них, и, кто знает, может быть, на следующее, 10-е Всесоюзное совещание молодых писателей будет рекомендован кто-нибудь из них.

/1989/
_____________________
«Тамбовская правда», 1989, 19 июля.










© Наседкин Николай Николаевич, 2001


^ Наверх


Написать автору Facebook  ВКонтакте  Twitter  Одноклассники



Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru