Николай Наседкин
ИНТЕРВЬЮ




ИНТЕРВЬЮ


Обложка

«За письменным столом я наиболее счастлив…»

У нас сегодня в гостях писатель Николай Наседкин. Конечно, вы уже в курсе, что у Николая Николаевича недавно был юбилей, пятьдесят лет. Сегодня у нас в эфире прозвучит рассказ юбиляра «Перекрёсток» в авторском исполнении. Но прежде мы поговорим о жизни и творчестве.

— Я хочу вас, Николай Николаевич, поздравить с этой замечательной датой. Скажите, что для вас значит юбилей?

— Знаете, юбилея как такового не было. Не было торжеств, традиционного банкета, даже встречи в этот день с читателями не было. Я считаю, самый лучший  способ для писателя отметить юбилей — это публикация его произведений, издание новой книги, это, наконец, выступление на радио, что я сейчас и делаю.

— А вы довольны, как складывается ваша писательская судьба?

— В общем-то, предварительными итогами я вполне доволен. К своему 50-летию выпустил уже несколько книг в Москве, сейчас в работе новые книги, немало и замыслов новых произведений.

— У вас по-прежнему в прозе главная — криминальная тема?

— Да. В этом плане наиболее характерен рассказ «Перекрёсток», который сегодня прозвучит. Это даже не криминал, это настолько наша обыденная сегодняшняя жизнь, пропитанная ужасом, что всё решается силой, наглостью, деньгами. Это глобальная тема моей прозы.

— То есть получается читатель переживает весь этот ужас в реальной жизни, а потом ещё сталкивается с ним в ваших книгах. Вы не боитесь его отпугнуть?

— Вы знаете, у нас столько писателей ещё с советских времён в духе соцреализма пишут добрые благостные книжки, что кому-то надо писать всё же и жёсткую, просто реалистическую прозу.

— Отличие писателя Николая Наседкина от других тамбовских писателей в том, что он издаётся не в Тамбове. Это так?

— Да, почти все мои книги выходят в Москве. Сейчас времена такие для писателей тяжёлые, многие вынуждены издавать свои книги за свой счёт, гонорара как такового, естественно, не получают. На сегодняшний день так получилось, что я единственный в Тамбове писатель, который подписывает договоры со столичными издательствами, получает авансы, после выхода книги гонорар. Издатели считают, что не потерпят убытки на издании моих книг, они будут востребованы. И ещё мне повезло, что я вовремя подружился с компьютером. Сегодня без компьютера, Интернета, электронной почты многого не добьёшься.

— Вы через Интернет ищете издателей?

— И так бывает. У меня есть свой персональный сайт, где представлено моё творчество, и вот недавно через мой сайт на меня вышли польские издатели, предложили: хотим издать ваш роман «Алкаш». А потом заинтересовались ещё и другими текстами, в результате я подписал с ними три договора — на романы «Алкаш», «Меня любит Джулия Робертс» и книгу «Самоубийство Достоевского», авансы получил…

— А в России, я слышала, скоро должна выйти ваша энциклопедия «Достоевский»? В каком издательстве?

— В том же, что и прежде вышло «Самоубийство Достоевского» — московское новое издательство «Алгоритм». Оно не выпускает художественную литературу, только нон-фикшн. По сути моя книга — это новая биография Достоевского, рассказанная сквозь призму суицида. Самоубийство — одна из магистральных тем в жизни и творчестве этого писателя. Мы как-то в одной из передач с вами об этом подробно говорили.

— Да, я помню. А что такое энциклопедия «Достоевский»?

— Энциклопедия — это фолиант в восемьсот страниц, где можно будет найти все сведения о Достоевском и его творчестве. В одном разделе статьи о произведениях, в другом о героях, в третьем о всех людях, событиях, местах так или иначе связанных с ним. Надеюсь, энциклопедия поможет любителям творчества Достоевского лучше и полнее его понять, а, например, студентам и школьникам, готовящимся к экзаменам, поможет лучше подготовиться по темам, связанным с Достоевским.

— А почему вас так интересует Достоевский?

— Ну потому что он великий писатель, гений.

— Это понятно. Но почему, например, не Толстой, не Лермонтов, не Чехов?

— Я и этих писателей очень люблю. А ещё из русских классиков Пушкина, Тургенева, Гончарова, Куприна, Бунина… Я их читаю и перечитываю. Но Достоевский для меня всё равно стоит особняком. Даже нельзя сказать, что я люблю его, я им, вот именно, — болею. Самое точное определение. В конце позапрошлого года я участвовал в Международном юбилейном симпозиуме «Достоевский в современном мире», выступал там с докладом. И вот на этом симпозиуме прозвучали замечательные слова академика Николаева, который сказал на закрытии нам, сидящим в зале: «Благодарите судьбу и Бога, что вы полюбили Достоевского и Достоевский вас к себе допустил!».

— Николай Николаевич, а вы на сегодняшний день считаете себя успешным писателем?

— Скажу так: если у пишущего человека (можно бы сказать писателя, но это слишком громко звучит) издаются книги в престижных столичных издательствах, у него есть читатели, его приглашают на интервью, его мнением интересуются — это уже такая награда… Да, в этом плане меня можно назвать успешным. Ну а вообще, если писатель чересчур озабочен успехом, думает только о славе, на нём можно ставить крест. Главное творчество. Когда я пишу в одиночестве за письменным столом — вот тогда я наиболее счастлив.

— В своё время Николай Наседкин окончил факультет журналистики МГУ, работал в газетах и вот на наших глазах из журналиста превратился в писателя… Как это произошло?

— Кто ж его знает! По волшебству, наверное.

— Понятно. Ну о волшебстве мы говорить не будем, поговорим о реалиях писательского ремесла. Если способности даются по волшебству, свыше, то, скажем так, выбор писательской специализации, вероятно, от самого человека зависит. Вот вы почему стали именно прозаиком?

— Ну я как раз не замыкаюсь только на прозе. Как уже говорили, активно занимаюсь критикой, литературоведением. А недавно решил попробовать свои силы и в драматургии — написал пьесу «Город Баранов». Её в Тамбовском театре сейчас читают…

— Ну что ж, Николай Николаевич, пожелаю вам успеха и на этом поприще! А вам, уважаемые слушатели, мы предлагаем послушать рассказ Николая Наседкина «Перекрёсток» — читает автор…

Вопросы задавала Л. Шмелёва.
______________________________
Радио «Тамбов», 2003, 24 апреля.










© Наседкин Николай Николаевич, 2001


^ Наверх


Написать автору Facebook  ВКонтакте  Twitter  Одноклассники



Рейтинг@Mail.ru