Николай Наседкин


В ЗЕРКАЛЕ КРИТИКИ


В ЗЕРКАЛЕ
КРИТИКИ


Николай Наседкин: прозаик, драматург, литературовед

(Николай Наседкин – исследователь  творчества Достоевского)

Биографический очерк


Мало кому из тамбовских писателей выпадает счастье печататься в столице. В советское время таких было предостаточно, сейчас это – редкость: два-триимени… А вот у прозаика, драматурга, литературоведа, журналиста Николая Наседкина почти все книги изданы в Москве. Именно там в 1993 году в издательстве «Голос» вышла первая солидная книга «Осада», составленная из криминальных рассказов и повестей, события в которых отражают социальные проблемыобщества. В 1997 году появилось второе издание «Осады»…

Николай Николаевич Наседкин родился 13 апреля 1953 года в Читинской области. В 1982 году, окончив факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, приехал в Тамбов. Работал в областной молодёжной газете «Комсомольское знамя», успешно совмещая журналистику с писательским трудом.На Тамбовской земле он обрёл друзей и соратников, начал интересоваться её историей, жизнью и творчеством великих людей, связанных с нашим краем. Очерки и статьи краеведческого характера стали появляться на страницах газет и журналов.

В 1993 году Николай Наседкин выпустил отдельным изданием очерк истории литературы Тамбовского края «От Державина до...». Книга состоит из нескольких разделов: «Классики», где автор рассказывает о пребывании на Тамбовщине Г. Р. Державина, о первом тамбовском писателе П.М. Захарьине, о наших славных земляках Е. А. Баратынском и А. М. Жемчужникове, о других известных писателях XVIII – XIX веков; «Потерянные поколения», к которым Н. Наседкин относит писателей от Пролеткульта до Д. Д. Бурлюка; «Современники» – в этом разделе речь идёт о таких писателях, как П. А. Сажин, А. Д. Жариков, Г. Н. Троепольский, А. И. Солженицын, А. В. Стрыгин, М. А. Румянцева,а также о тех, кто в настоящее время живёт и работает в Тамбовской области.

В 1996 году в издательстве «Новая жизнь» вышла книга Николая Наседкина «Литературные мушкетёры», в которой впервые дан подробный анализ творчества четырёх тамбовских прозаиков – Александра Акулинина, Виктора Герасина, Василия Кравченко, Валерия Кудрина. Так что художественные произведенияНиколая Наседкина не затмевают его деятельности критика и литературоведа. Он многие годы продолжал писать рецензии на книги тамбовских авторов, которые публиковал в газетах и журналах с 1980-х годов, вступительные статьи к сборникамстихов и прозы товарищей по перу.

Высокую оценку известных достоевсковедов и у широкой читательской публики получила энциклопедия «Достоевский» (2003), она экспонировалась на книжной ярмарке в Германии, переведена на польский язык. Немаловажен тот факт, что энциклопедию «Достоевский» (объём книги – 800 страниц!) Николай Наседкин создал один, тогда какнад Лермонтовской энциклопедией, например, работал целый отдел Института мировой литературы. Как отмечалось, о Достоевском написаны тысячи книг, и всё же труд тамбовского автора выделяется в этом необъятном море исследовательских и справочных изданий. Впервые в мировом достоевсковедении под одной обложкой собраны сведения практически обо всех произведениях писателя, его героях, людях, окружавших Достоевского, понятиях, так или иначе связанных с его именем. Не только собраны, но и расположены в очень удобном порядке. Важно и то, что этот труд, несмотря на энциклопедичность, авторский, то есть обладает своим индивидуальным стилем, ритмом, интонацией, ик тому же написан без излишней академичности, доступным языком. При этом он постарался избежать пристрастности: издание носит чисто информативный и максимально объективный характер – никакой полемики, никаких оценок, никаких спорных гипотез, никаких похвал или порицаний чужим текстам… «Энциклопедия» – это не первая книга Николая Наседкина о гениальном русском писателе: в 1997 году, тоже в Москве, вышло массовым тиражом учебное пособие для школьников и студентов по роману «Преступление и наказание»; в 2001году издательство Тамбовского университета имени Г. Р. Державина выпустило монографию «Достоевский: портрет через авторский текст»; а через год в столичном издательстве «Алгоритм» увидела свет книга «Самоубийство Достоевского».

Все эти годы продолжалась работа писателя и над художественными произведениями. В 1997 году в Москве выходит книга романов и повестей Наседкина – «Криминал-шоу», в 2000-м – роман «Алкаш», написанный, как сказано ваннотации, «в русле современной жёсткой прозы; это роман с криминальным сюжетом и злободневным социальным содержанием…» Острые сюжеты развивает писатель и в других книгах. Первое десятилетие нового века стало дляНиколая Наседкина таким же плодотворным, как и конец прошлого. В 2004 году в Тамбове была издана книга «Наша прекрасная страшная жизнь». Во вступительном слове к ней московский издатель, секретарь Союза писателей России Пётр Алёшкин отмечал, что художественная проза автора – это в основном повести и романы. Но не менее интересны и его рассказы. «Они, как правило, с криминальным напряжённым сюжетом, – писал Пётр Фёдорович, – составляют как бы единый цикл, и в них действительно показаны и «прекрасные», и «страшные» стороны нашей сегодняшней жизни. Причём, события зачастую происходят не где-нибудь в Италии или Америке, – всё это случилось и случается рядом с нами, в Москве или чернозёмном городе Баранове, так похожем наТамбов. Все криминальные сюжеты реальны, обыденны – такое может случиться с каждым из нас… Эпиграфом к книге можно было бы поставить слова поэта: «Времена не выбирают, в них живут и умирают»… Истории, рассказанные писателем Николаем Наседкиным, напоминают читателю простую, но часто забываемую людьми мудрость: только с согласия самого человека можно его запугать,унизить, искалечить, убить. Если человек не трусит, не поддаётся агрессии – он непобедим. В этом оптимизм книги».

С 2005 по 2010 год московские издательства «Сова» и «Голос-Пресс» выпустили романы Николая Наседкина «Меня любит Джулия Робертс», «Люпофь», «Гуд бай, май…» В конце 2012 года в Тамбове вышла новая книга художественных произведений Николая Наседкина – «Рано иль поздно». В ней – повести и рассказы, публиковавшиеся только в журналах и альманахах, но не входившие в отдельные издания писателя. На выход книги откликнулись местные средства массовой информации и «Литературная газета».

Попробовал прозаик свои силы и в драматургии. Ещё в 2004 году он стал победителем в конкурсе молодых драматургов и был награждён премией«Евразия-2004». Он также лауреат литературных премий имени Е. А. Баратынского, В. А. Богданова, награждён медалью «К 100-летию М. А. Шолохова», «К 200-летию Ф. М. Достоевского», дипломом и медалью «Хрустальная роза Виктора Розова»…

В течение десяти лет два срока, с октября 2003 года по октябрь 2013-го, Николай Николаевич Наседкин возглавлял Тамбовскую областную писательскую организацию. Он активно занимался издательской деятельностью, стал инициаторомсоздания и первым главным редактором «Тамбовского альманаха», основателем книжной серии «Поэтический Тамбов», входил в состав редакционного совета книжной серии «Литературные родники Тамбовского края». Им успешно реализована программа «Издание книг тамбовских писателей для библиотек области»...

Уйдя с административного поста, Николай Наседкин полностью посвятил себя литературному творчеству, и в 2018 году вышла очередная книга писателя «Литлабиринты». А мы с нетерпением продолжаем ожидать новых книг автора.

Валентина Дорожкина.
____________________________
«Тамбовская жизнь», 2023, 12 марта.
«Тамбовский альманах», 2023, № 25.










© Наседкин Николай Николаевич, 2001


^ Наверх


Написать автору Facebook  ВКонтакте  Twitter  Одноклассники



Рейтинг@Mail.ru