Николай Наседкин


В ЗЕРКАЛЕ КРИТИКИ

В ЗЕРКАЛЕ
КРИТИКИ


Обложка

Всечеловек

Наседкин Н. Достоевский: Энциклопедия. М.: Алгоритм, 2003.

В Москве — два памятника Достоевскому. Один, совершенно ужасный, карикатурный, — в центре города, возле Троицких ворот Кремля. Другой, очень достойный, работы Сергея Меркурова, — возле бывшей Мариинской больницы на Божедомке, рядом с родовым гнездом писателя. Ибо Федор Михайлович Достоевский был урождённый москвич.

А персональные энциклопедии, посвящённые русским классикам, до последнего времени были ещё реже памятников. Долгие годы не имелось вообще ничего, кроме «Лермонтовской энциклопедии» Андроникова. Сейчас засуха вроде кончилась, идут слабые дождички. Пушкинскую энциклопедию, давно подготовленную, всё никак не тиснут — денег нет. Булгаковская и Гоголевская энциклопедии подготовлены и пробиты в одиночку Борисом Соколовым. Наконец появилась и энциклопедия «Достоевский» Николая Наседкина.

Самый политический из русских писателей, самый цитируемый (особенно в последнее время), самый недопущенный в среднюю школу (только с начала 1970-х), самый издаваемый за рубежом (отечественное академическое собрание началось в 1971-м, со скрипом завершилось к концу 1980-х, причем последние 13 томов простым неноменклатурным подписчикам не выдавались по причинам сугубой секретности), обладатель самого широкого спектра противоречивых оценок — от экстатического поклонения до открытой ненависти. Все это — Достоевский.

800-страничный крупноформатный том содержит три раздела — «Произведения», «Персонажи», «Вокруг Достоевского». Сперва кажется странновато. Затем понимаешь: структура оправданная.

Аннотированный список произведений — как бы раскрытый архив. Достоевский работал крупноформатно, общее количество его произведений (не считая писем), в общем, невелико, и в перечислении их вроде бы нет особого смысла. Однако о такой вещи, как «Дневник писателя», можно рассказать именно в рамках аннотированного списка. «Дневник писателя» — многолетняя публицистическая хроника, включающая и художественные тексты («Бобок», «Кроткая»), совершенно уникальная вещь в русской литературе. И, добавим, до последнего времени почти неизвестная широкой публике.

Мир персонажей и мир реальных личностей, окружавших фигуру Достоевского, подробно охарактеризованы в соответствующих разделах (если «Произведения» заняли 120 страниц, то следующие разделы — 350 и 300 страниц).

Энциклопедия не содержит пространных авторских штудий о Достоевском. «Достоеведческой» литературы и так в избытке. Ценность энциклопедии — в обилии фактологии и обширных внутренних связках-отсылках, посредством которых эпоха и личность Достоевского даны в своеобразной застывшей динамике, в чрезвычайном многообразии человеческих типов. «Болезненный гений» Достоевского (согласно горьковской характеристике) — это прежде всего исключительно глубокие эмоциональные и интеллектуальные реакции писателя на события современности, постоянный интерес к прошлому и сжигающая жажда прозрений будущего в сочетании с необщительным, сложным характером и непростой личной жизнью, с необходимостью рутинно писать для заработка, отчего любое горение затухает.

Гений, явившийся из клубка таких обстоятельств, — действительно гений. Именно уникальность Достоевского, писателя и человека, делает неважными симпатии и антипатии по отношению к нему.

Андрей Кротков.
___________________________
«Политический журнал», 2004, №9.











© Наседкин Николай Николаевич, 2001


^ Наверх


Написать автору Facebook  ВКонтакте  Twitter  Одноклассники



Рейтинг@Mail.ru