Николай Наседкин


В ЗЕРКАЛЕ КРИТИКИ

В ЗЕРКАЛЕ
КРИТИКИ


Обложка

Вадим Неустроев как зеркало тамбовской интеллигенции

Некоторые заметки по поводу романа «Алкаш»


Слово «интеллигент» у нас всегда было ругательным, а в теперешнее напористое время так вообще издевательским. Нищий не может быть свободен, а значит по-настоящему интеллигентен, тем более, если это творческая личность.

Никогда ещё в Тамбове так низко не падал престиж писателя. Новая власть виновата ли в этом, считая, что обывателю достаточно и мексиканских ежедневных сериалов, или руководитель писательской организации, не умеющий убедить эту самую власть в силе воздействия слова на моральные и национальные устои общества, не знаю, но в последние десять лет влияние писателей на общественную жизнь Тамбовщины — никакое! По разным причинам, как объективным, так и субъективным, не проводятся поездки по районам области, выступления в школах, библиотеках, рабочих коллективах, как было при коммунистической власти. Даже участие в чисто культурных мероприятиях области для писателей ограничено — то нет мест в автобусе, то руководство посчитало присутствие писателей лишним. О чём говорить?! Когда имея при себе билет члена Союза писателей России, я не смог пройти в здание администрации области. Охранник у входа без лишних разговоров тут же завернул меня обратно, хотя в старое время можно было с этим же удостоверением ногой открыть дверь в обком партии.

Но я вовсе не о своих обидах, как может показаться сразу.

Оказывается, несмотря ни на что, живут в Тамбове писатели, работают, выпускают книги.

В столичном издательстве, что по нынешним временам почти немыслимо, вышел недавно объёмистый, более 30 печатных листов, роман Николая Наседкина с характерным эпатирующим названием «Алкаш». К слову сказать, это уже третья книга нашего земляка, напечатанная в столице, за которую автор не только сам не заплатил ни рубля, но даже и получил приличный гонорар. Ну, это вообще ни в какие рамки не лезет! Главный герой этого довольно неоднозначного романа Вадим Неустроев волею судьбы и своей моральной неустойчивости, очутился в нашем городе, почему-то переименованном автором в город Баранов. На мой взгляд, такой пассаж Николая Наседкина если не будет одобрен тамбовским читателем, то всё равно никак не повлияет на успех книги.

Молодой поэт, выпускник факультета журналистики МГУ, имеющий неплохие связи в Москве, попадает в липкую паутину провинциальной действительности, и из-за неумения и бесперспективности выбраться из неё, как говорится, сходит с рельс, запивает по-чёрному. Коллектив узнаваемой молодёжной газеты, в которую с некоторым трудом устраивается Неустроев (простите за невольный каламбур), настолько развращён партийными организациями, что всякое живое слово встречается с недоумением и неприязнью. Писательская организация города Баранова вызывает у начинающего литератора Вадима Неустроева скучную зевоту. Желание выбраться из провинциальной трясины, иметь собственное мнение об окружающей действительности только усугубляет его положение, засасывая в гибельную воронку. И вот он уже превращается в полунегодяя, в полубомжа, потеряв жену, ребёнка и свою, так ещё и по-настоящему не начавшуюся жизнь. Даже Высшие литературные курсы не приносят ему ничего, кроме разочарования — везде нищета духа! Перестройка творческой личности, какой является Неустроев, тоже ничего не принесла, кроме дополнительных осложнений и причин лишний раз приложиться к русскому допингу.

Прежние комсомольские активисты и руководители молодёжной газеты, ушли, как нельзя благополучнее, в бизнес и так же процветают, как и при советской власти, — непотопляемые, вроде некоего вещества в проруби. А друзья и единомышленники Вадима Неустроева, как и он сам, ходят по кругу, не найдя опоры в жизни.

Роман «Алкаш» автобиографичен, написан на документальной основе, и все действующие лица легко узнаваемы, а иные даже из-за своего окарикатуренного образа вызывают горькую усмешку и сожаление.

Роман написан на местном материале, читается легко и увлекательно, тоже, может быть, благодаря этим самым типажам, уродливым и не очень, которых встречаешь каждый день на тамбовских улицах, в творческой среде, а перед иными и снимаешь головной убор.

Конечно, прочитав книгу, можно соглашаться и не соглашаться с автором и ставить ему в вину испорченность своего героя, его бесперспективность существования, как творческой личности в городе Баранове, то бишь, в Тамбове, но в одном автор, безусловно, прав — современная жизнь приспособлена только для пройдох и негодяев всех мастей, она, эта жизнь, ни- как не может защитить человека, не усвоившего её правил, и толкает в беспросветную яму пьянства, распущенности и наркомании. Изображая чёрными красками нашу действительность, Николай Наседкин незаметно для себя, как мне кажется, сползает на «достоевщину», что так же, на мой взгляд, ограничивает объективное восприятие мира.

Хотелось бы, конечно, чтобы книга тамбовского писателя Николая Наседкина пробудила интерес библиотечных работников да и самих читателей к отражённой автором действительности особенно в сфере творческой жизни нашего города. Но, думаю, этого не произойдёт: слишком заманчивы южноамериканские сериалы, да и хлопотливое занятие по добыче денег тоже не последнее дело.

Ау, читатель, отзовись!

Аркадий МАКАРОВ.
____________________________
«Новости», 2001, 6 ноября.










© Наседкин Николай Николаевич, 2001


^ Наверх


Написать автору Facebook  ВКонтакте  Twitter  Одноклассники



Рейтинг@Mail.ru